АРТ-КОР

Бразильская лента «Ничто» режиссеров Адриано и Фернандо Гимаэринов стала триггером к формированию концепции программы «Арт-кор» в этом году — она выстраивается вокруг проблем индивидуальной и исторической памяти и методов ее репрезентации в художественном сообществе. Авторы фильма «Ничто» задаются вопросом: а что остается после ухода человека и как этот «след» жизни можно представить в выставочном пространстве? И отвечают на него, создавая стилистически и концептуально разнообразную историю современной художницы, которая в далекой глуши расследует сверхъестественные явления, обостряющие воспоминания — эти непознанные силы души, через которые сохраняется и запоминается прошлое. К ней примыкает испанская дебютная картина «История пастухов» режиссера Хайме Пуэртаса Кастильо, который соткал полотно своего фильма, связывая воедино открытия, касающиеся доисторических поселений региона, истории о предках, которые вспоминают и пересказывают во внутренних двориках Андалусии, усадьбы, которые когда-то были центром жизни, но сегодня лежат в руинах, заброшенные и забытые, а также современные технологии, способные вызывать загадочные недуги у простых жителей деревни.

Иранская лента «Газели», дебют одного из самых известных кинокритиков и драматургов Хушанга Голмакани, — тоже своеобразное путешествие в прошлое, выстроенное по законам стихотворной формы. В своем примечании к фильму режиссер писал: «Создание моего первого полнометражного фильма в 60-летнем возрасте стало реализацией моей давней мечты, которая жила в моих мыслях еще с подросткового возраста. И эти мечты теперь смешались с суровыми проблемами того времени. «Газели» — это история бесконечных, безрезультатных поисков любви; история любви, печаль которой — всего лишь одна история, но, по словам Хафиза, «все, что я слышу, никогда не будет прежним».

Особый путь для создания образа прошлого своих родных мест — прибрежной зоны штата Карнатака — избрал молодой индийский режиссер Удайрадж П. Дж., чья творческая практика находится на стыке фольклора и киноискусства. Вдохновленный «Тенями забытых предков» Сергея Параджанова, он создает фильм «Гирлянда лесных цветов», снятый на миноритарном языке тулу, распространенном в этом регионе. Этот фильм — своеобразное путешествие выросшего в городе представителя диаспоры к истокам своей культуры.

Две неигровые ленты посвящены истории отечественного кинематографа. В документально-постановочной ленте «Улыбнись!» Марианна Киреева исследует творчество Фридриха Эрмлера, его состоявшиеся и несостоявшиеся фильмы, а также то, что заставило великого Чарли Чаплина изменить финал одного из своих фильмов. Проводником в этот чудесный мир архивных свидетельств стал известный киновед, один из старейших сотрудников Госфильмофонда Евгений Марголит. А представленные архивные кадры — настоящее гурманство для киноманов.

История семьи, тесно сплетенная с историей отечественного кинематографа и страны, представлена в монтажной картине «Альбидум» Ирины Уральской — одного из лучших операторов современной России, попробовавшей себя в роли режиссера-документалиста. Картина получила название по одноименному фильму Леонида Оболенского, снятому в 1928 году, в котором дед режиссера Владимир Михайлович Уральский исполнил роль ученого, прототипом которого был Николай Вавилов. Сохранившиеся 7 минут уничтоженной ленты Оболенского и огромный архивный материал позволили воссоздать портрет фильма на фоне бурной и переменчивой эпохи конца 1920-х — начала 1930-х годов.

Еще одна биографическая лента, «Юсеф», представлена в программе одним и ведущих сирийских режиссеров Мохамадом Маласом, выпускником ВГИКа. Это картина о его отце — художнике и диссиденте, наполненная уникальным контекстом эпох, которые были пережиты и автором фильма, и его отцом за минувшие десятилетия.

Венчает эту «биографическую» часть программы фильм «Болеро» признанного французского режиссера Анн Фонтен, исследующей природу творчества и вдохновения на примере биографии французского композитора Мориса Равеля, главное произведение которого появилось благодаря русской приме Иде Рубинштейн.

Нина Кочеляева

Пресс-служба ММКФ +7 (926) 078-31-51
сall-center +7 (495) 725 26 22
123001, г. Москва, Малый Козихинский переулок, д. 11
московский международный кинофестиваль, © 2024