Программа «Русский след» этого года отличается завидным разнообразием богатейшего русского, советского и российского наследия, которое отражает спектр русского влияния в мире, находящегося порой на противоположных полюсах добра и зла.
Фильм «Караганда» американского режиссера Макса Вайсберга рассказывает историю эмигранта из СССР в США, который прошел круги ада тюремного заключения и криминальной жизни, прежде чем переехал в Америку. Лихие 90-е, искусно представленные в нашумевшем минувшей осенью сериале «Слово пацана», затронули не только российскую перестроечную действительность, но и распространились далеко за пределы нашей страны, достигнув знаменитой американской Маленькой России, расположившейся на Брайтон-Бич. С иной точки зрения рассматривается советское наследие в картине «Корни» казахского режиссера Ильи Таучелова, обнаруживая общность и неразрывность истории современных России и Казахстана в общем советском прошлом.
Историческая ретроспекция задана и в документальной ленте «Однажды в Париже» выпускника ВГИК Андрея Чертова, известного ныне болгарского оператора и режиссера. Фильм рассказывает о судьбах представителей болгарской творческой элиты, отправившихся покорять Париж в канун Пражской весны, где позднее, в 70-е годы прошлого столетия, они становятся исполнителями русских песен во всемирно известных и очень популярных в те времена кабаре «Распутин», «Царевич» и «Шахерезада». Среди героев фильма — знаменитые русские певцы, эмигранты Алеша Димитриевич и Володя Поляков, советский актер и поэт Владимир Высоцкий, болгарский поэт, писатель и драматург (и тоже, кстати, выпускник ВГИК) Стефан Цанев и другие.
Корейская игровая картина «В конце фильма» тоже обнаруживает русский след в перипетиях режиссера арт-хаусного кино — главного героя этого фильма.
Великой русской литературе отдает дань греческая экранизация «Чайки» А.П. Чехова, поставленная режиссером Георгием Кимоулисом. Герои, помещенные в греческую глубинку, очень точно передают парадоксальность русской души и характера, свойственные героям чеховских пьес и рассказов.
Все это разнообразие исторических и современных тем и сюжетов свидетельствует о глубоких взаимосвязях русской культуры с иными странами и континентами, которые невозможно ни прекратить, ни отменить.
Нина Кочеляева