ДАРИУШ МЕХРДЖУИ: ПОЭЗИЯ РЕАЛЬНОЙ ЖИЗНИ

Когда в 1998 году в нью-йоркском Линкольн-центре готовилась ретроспектива фильмов Дариуша Мехрджуи, известный кинокритик и колумнист из «Нью-Йорк Таймс» писал, что в конкурсе на самого интересного и состоявшегося режиссёра мира, о котором почти ничего не слышали в Соединённых Штатах, иранский классик и новатор Мехрджуи уверенно занял бы первое место. С тех пор прошло 26 лет, но то же самое можно сказать и о России. Это большое упущение!

При этом именно ММКФ может гордиться тем, что в далёком 1971 году в его конкурсе показан был, впервые за пределами Ирана, фильм этого в ближайшем будущем всемирно признанного мастера ? «Мистер наивность». Буквально через месяц снятый двумя годами ранее фильм Мехрджуи «Корова» прорвётся на Венецианский МКФ, где будет удостоен приза ФИПРЕССИ, а на МКФ в Чикаго получит «Серебряного Хьюго». Снятый в 1975 году «Круг» был номинирован на «Оскар». В послужном списке Мехрджуи награды фестивалей половины мира. Берлин, Токио, Венеция, Тегеран, снова Чикаго, Сан-Себастьян, Нант... Среди наград – несколько премий экуменического жюри.

Мехрджуи всегда был мостиком между культурами, литературами и философиями мира, а также школами кино. Он снял почти что три десятка художественных лент, работал и в документалистике, переводил труды по философии западных авторов, в том числе неомарксистов, на фарси, а современных литераторов Ирана – на английский.

Когда полгода назад трагически оборвалась на 84-м году его жизнь, и ленты мировых информагентств облетела эта шокирующая весть, стало понятно, что откладывать дальше знакомство нашего зрителя с творчеством этого гуру, классика, великого экспериментатора, философа и мистика уже нельзя и нужно срочно ликвидировать пробел.

Если вы не смотрели фильмы Мехрджуи, то ничего не знаете о самом ярком феномене иранского кино, оставшемся непревзойдённым, по мнению многих иранских и зарубежных критиков; вы почти ничего не знаете о том, каким было иранское кино до эры реализма, вы вряд ли также что-то знаете о социалистических стремлениях иранской интеллигенции, поднявшей антиимпериалистическое и антимонархистское движение в Иране, приведшее к Исламской Революции, не знаете о том, что было с ней и её взглядами потом.

Дариуш Мехрджуи родился в Тегеране в 1939 году. Одним из самых ярких впечатлений его детства стали «Похитители велосипедов» Витторио де Сики. В 1959-м он поступил на отделение кино Калифорнийского университета. Но обучение кино в Лос-Анджелесе не удовлетворило Мехрджуи. Он перевёлся на философский факультет, который и окончил в 1964 году.

В 1965-м вернулся в Иран, где вскоре началась его активная и яркая карьера кинорежиссёра. С 1981 по 1985 годы жил в эмиграции во Франции, где тоже снимал. Потом вернулся.

Почти что все картины Мехрджуи имеют под собой литературную основу как западной, так и иранской классики, а иногда, как фильм «Хамун», являют собой микс с отсылками на книги половины мира. Но в любой адаптации книг западных авторов вы увидите его авторский, иранский и язык, и взгляд. Почувствуете, как углубляет и утончает восприятие исходного посыла замена «толстой тёти» на «носителей кувшинов», как расширяет философский диапазон взгляд на культуру Запада с позиций мистики и эстетики Востока.

Картины Мехрджуи одновременно экзистенциалистичны и романтичны, в них вы найдёте и сюрреализм, и импрессионистскую игру с цветом и светом, увидите весь цвет иранской актёрской школы, в том числе и театральной. Дебют у Мехрджуи открыл иранскому кино и миру десятки кинозвёзд. Практически любой кадр «Лейлы» можно поставить в рамку, но Мехрджуи при этом снимал так, чтоб красота актёров не отвлекала зрителя от режиссёрского посыла, от погружения в их состояние, сюжет. Мехрджуи – мастер и кадра, и монтажа, и атмосферы, и поэзии, музыка его фильмов завораживает и погружает в транс буквально с пары тактов (как, например, в «Пари»). Это всегда кино с посылом, кино как синтез почти всех искусств, кино для зрителя любой культуры мира. Сейчас так не снимают. Приходите! Посмотрите!

Диана Адырхаева

Пресс-служба ММКФ +7 (926) 078-31-51
сall-center +7 (495) 725 26 22
123001, г. Москва, Малый Козихинский переулок, д. 11
московский международный кинофестиваль, © 2024