НОЧЬ НАД ЧИЛИ

На XXXII Московском международном кинофестивале проходила ретроспектива современного кино Чили, посвященная «новой чилийской волне». Для многих она была открытием одной из крупнейших кинематографий Латинской Америки.

Сегодняшнюю ретроспективу, продолжающую знакомство с кинематографом этой страны, мы решили назвать «Ночь над Чили». В нее включены фильмы 70–80-х годов, обращенные к мрачному периоду в истории страны, в истории национального кинематографа. Сотни людей стали жертвами диктаторского режима. Многие просто исчезли, многие были физически уничтожены. Чилийский кинематограф внутри страны почти прекратил свое существование, большинство кинематографистов покинуло Чили на долгие годы, создавая «чилийское кино в эмиграции». Отреставрированные картины, которые нам любезно предоставила Чилийская синематека, игровые и документальные — свидетельства политической и социальной обстановки в стране в эти смутные времена. Некоторые из них показываются в России впервые. В ретроспективу вошел фильм «Земля обетованная» крупнейшего чилийского режиссера Мигеля Литтина. Он не связан непосредственно со временем диктатуры, но эмоционально созвучен ей, рассказывая в форме поэтической баллады о борьбе и бедах чилийского народа, пытавшегося в начале прошлого века создать социалистическую республику, о его стойкости и стремлении к свободе.

Жесткая трагическая картина Себастьяна Аларкона (в годы его эмиграции поставленная на «Мосфильме» совместно с Александром Косаревым) и дала название ретроспективе. С реалистической точностью «Ночь над Чили» воспроизводит события сентября 1973 года, когда к власти пришла военная диктатура, возглавляемая Аугусто Пиночетом. На Х ММКФ картина была отмечена специальным призом за режиссерский дебют. Показ этого фильма в рамках нашей ретроспективы — это и дань памяти Себастьяну Аларкону, замечательному мастеру, большому другу Московского кинофестиваля.

В годы террора множество людей просто бесследно исчезало. Об этом рассказывают две картины ретроспективы — «Скрытое изображение» Пабло Перельмана и «Пропавшие заключенные» Серхио Кастильи (производства Швеции и Кубы). «Китайский башмак» Кристиана Санчеса, снятый в разгар диктатуры, воскрешает на экране смутную, запутанную атмосферу того времени. В ретроспективу Чилийской синематеки вошли также две документальные ленты Игнасио Агуэро. Первая — «Не забывайте» — о женщинах, разыскивающих своих исчезнувших всего за несколько дней до военного переворота мужей, тела которых были обнаружены в известковой шахте. Вторая — «Сто детей в ожидании поезда» — о судьбах детей, живущих в маргинальных районах города, которые, несмотря на свое бедственное положение, способны радоваться жизни, открывать волшебный мир кинематографа.

ЕВГЕНИЯ ТИРДАТОВА

Пресс-служба ММКФ +7 (999) 740-34-42
123001, г. Москва, Малый Козихинский переулок, д. 11
московский международный кинофестиваль, © 2024