Давным-давно, сорок с лишним лет назад, было написано много критических текстов про советский кинопрокат. Про то, как нещадно сокращались иностранные фильмы, в этот самый прокат попадаемые. Про то, сколько лет, а иногда и десятилетий, проходило, прежде чем киноленты с Запада и Востока добирались до экранов первого в мире государства рабочих и крестьян. Все это было крайне справедливо.
Но был в той системе кинопоказа и безусловно положительный момент. Советские люди, ходившие в кино всегда и на все, понимали, что живут в огромном мире, состоящем из различных стран, в каждой из которых снимается кино. Отечественная драма о тружениках полей соседствовала на афишах с пикантной французской комедией (где, разумеется, были вырезаны эротические сцены), а детектив из Германской Демократической Республики про борьбу с иностранными шпионами шел вслед за знойным болливудским боевиком со слезами и мордобоем… В последние тридцать лет зрители в нашей стране пребывали в твердой уверенности, что кино делается только и исключительно в Голливуде. Ну и отечественные мастера что-то там иногда создают. Французы еще… ММКФ предлагает старикам вспомнить, а молодым осознать, что мир огромен, и кинематограф существует не только в Калифорнии.
Вот скажите, давно ли вы видели колумбийские фильмы?.. То-то же! Теперь есть возможность поглядеть «Разоренную землю». И это еще не все. Таиландцы снимают фильмы совместно с французами, нидерландцами и сингапурцами («Анатомия времени»), индийцы — опять-таки, с французами и катарцами («Зима внутри»). Испанцы размышляют над творческим наследием Бунюэля («Крепость»), а итальянцы отчего-то обратили взоры на пансионаты для психически нестабильных людей («Пища пришельцев», «Голия»)…
Какие-то фильмы вам понравятся, какие-то — разочаруют. Но главное даже не это. За восемь фестивальных дней вы совершите своеобразное путешествие вокруг кинематографического света и вновь (или впервые!) ощутите огромность киномира.
СЕРГЕЙ ЛАВРЕНТЬЕВ