Отчет по пресс-конференции о фильме «Деревенский детектив: Цикл песен»

28 апреля 2021 года состоялась пресс-конференция по фильму «Деревенский детектив: Цикл песен» американского режиссера Билла Моррисона. Картина участвует во внеконкурсной программе «Свободная мысль» 43-го Московского Международного кинофестиваля. В пресс-конференции принял участие в режиме онлайн режиссер, автор сценария и продюсер ленты Билл Моррисон. 
Основой фильма стала удивительная история. В июле 2016 года четыре катушки с пленкой советского фильма «Деревенский детектив» с Михаилом Жаровым в главной роли были обнаружены в рыболовной сети, идущей по дну Атлантического океана, в 20 милях от исландского побережья. В этом многослойном документальном гибриде восстановленные кадры переплетаются с интервью и клипами из длинной фильмографии Жарова, чтобы отразить пересечение жизни и искусства, а также то, как история может выживать и преобразовываться на пленке.
«Это чудо – найти на дне океана объект, который окажется фильмом. Причем его сейчас можно посмотреть, проиграть, а повреждения, нанесенные пленке водой, – это воплощение времени. Они очень красиво создают определенный эстетический эффект и позволяют замедлить просмотр. Пленка при этом является некой капсулой, где запечатлено время. И сейчас мы, конечно, смотрим этот фильм совсем не так, как люди 50 лет назад», – рассказал Моррисон. 
Он уверен, что эта находка стала определенным знаком судьбы. Моррисон говорит, что его притягивают такие истории и он всегда с большим интересом готов исследовать их в своих документальных работах.
«Я снимал короткометражный фильм о корабле, который плыл из Нью-Йорка в Ливерпуль, в него в 2018 году попала торпеда, и оказалось, что там была пленка фильма «Багдадский вор», которая сейчас находится в Британском институте. Есть еще две интересные мне истории. Ходят слухи, что в 1930-е фильмы студии Fox были сброшены со скалы у берегов Лос-Анджелеса, а в другое время телесъемки одного нью-йоркского канала оказались в заливе у берегов Нью-Йорка, что, кстати, недалеко от моего дома. Там, причем, неглубоко. Так что, надеюсь, когда-то их выловим, если, конечно, будут на это деньги. Правда, все это лишь слухи, что было на самом деле – неизвестно», – отметил режиссер. 
Если же говорить о «Деревенском детективе», то Моррисон признался, что эту советскую картину до обнаружения пленки не видел и с творчеством Михаила Жарова знаком не был. 
«На Западе Жарова знают в основном специалисты по Эйзенштейну, а я с этим актером был не знаком, и только когда исследовал эту пленку, понял, что он был иконой времени. Интересно, что в 1915 году он играл опричника в фильме «Царь Иван Васильевич Грозный», затем исполнял роли революционеров, большевиков, потом – шутов, которые высмеивают государство. То есть у него была определенная позиция. Он был очень патриотичным человеком, но в то же время позволял себе критику государства», – отметил Моррисон. 
Потрясла его и личная история актера, отец последней жены которого был арестован по «делу врачей». И это отразилось и на карьере Жарова, который на время лишился работы в кино. 
«Я посмотрел много фильмов с Жаровым и влюбился в них. У него великолепная харизма. Но если говорить о «Деревенском детективе», то тут важно понимать контекст, когда был выпущен фильм. В нем больше отображается общество того времени, нежели детективная история. В фильме герой Жарова разыскивает аккордеон, а я на протяжении работы над своим фильмом, можно сказать, искал Жарова, пытался его понять. И был поражен его актерским дарованием. Я не говорю по-русски, использовал для фильмов переводы, но даже без них я чувствовал его уникальную энергию. Это великий актер», – заключил Билл Моррисон. 
Ежедневное фестивальное издание