Отчет по пресс-конференции жюри основного конкурса

23 апреля 2021 года состоялась пресс-конференция жюри основного конкурса 43-го Московского международного кинофестиваля. В пресс-конференции приняли участие бразильский режиссер Карим Айнуз, российский композитор Юрий Потеенко, российский режиссер Нигина Сайфуллаева, актер Милош Бикович и председатель жюри, филиппинский кинематографист Брийянте Мендоса, который не смог приехать в Москву, но участвовал в пресс-конференции в режиме онлайн. 
«Мы будем судить, наверное, субъективно. Все-таки кино – такая форма искусства, где очень многое зависит от того, из какой вы школы, какой кинематографический язык вы предпочитаете – и этих факторов множество. Но мне кажется, наш выбор не должен основываться на отдельном субъективном мнении кого-то из членов жюри, так что мы будем оценивать картины по их качеству», – отметил Мендоса. 
Он также рассказал, что во время карантина посвятил себя написанию сценариев и проведению воркшопов онлайн. Другой член жюри – бразильский режиссер Карим Айнуз – также в это время написал несколько сценариев и занялся монтажом документального фильма об истории своей семьи: он наполовину бразилец, а наполовину алжирец и в этом проекте он решил рассказать о том, что происходило с его семьей во время войны за независимость в Алжире 1972 года. 
«Всегда очень сложно судить других и быть в жюри. Это большая честь. Но я бы не стал подходить к этому с какими-то формальными критериями. Главным для меня будет диалог с другими членами жюри, и я хочу вдохновиться этим разговором и картинами, которые мы увидим в конкурсе», –рассказал Карим Айнуз о своей работе в жюри. 
Российский композитор Юрий Потеенко во время пандемии активно работал над сериалом «Седьмая симфония», рассказывающим о легендарном исполнении произведения Дмитрия Шостаковича в блокадном Ленинграде летом 1942 года. Однако этот проект, как говорит Потеенко, «не о самой войне или блокадном Ленинграде, а именно о концентрации творческих сил для исполнения Седьмой симфонии Шостаковича».
«Если же говорить о моей работе в жюри, то я буду руководствоваться внутренними критериями. Мы так или иначе воспитаны в той или иной культуре, у нас своя система ценностей, так что, безусловно, мы так или иначе воспринимаем кино исходя из этого. Для меня самое главное в фильмах – это содержание. Оно, как говорил Винни-Пух про мед, либо есть, либо нет. Не сомневаюсь, что все фильмы, которые мы увидим, будут содержательными и интересными для обсуждения с моими коллегами», – сказал Потеенко. 
Режиссер Нигина Сайфуллаева рассказала, что после работы на смотре начнет подготовку к съемкам своего нового четырехсерийного проекта, сценарий которого она написала со своим уже постоянным соавтором Любовью Мульменко. Нигина – единственная женщина в составе жюри нынешнего ММКФ. 
«Феминизация – безусловная тенденция, за которой мы следуем, поскольку включены в мировой процесс. Причем не только в нашей кинематографической среде, но и в общественно-политической жизни присутствует этот классный и здоровый процесс. Я понимаю, что могут быть какие-то перекосы в переходном моменте, но уверена, что вскоре мы забудем о том, что мы вообще сейчас об этом говорим, – это было бы так хорошо», – уверена Сайфуллаева. 
Она также высказалась относительно политических процессов, происходящих в российском обществе и влияющих на отечественную киноиндустрию. 
«Продюсеры сильно опасаются за тематику фильмов, хотя не мне жаловаться – мой фильм «Верность» вышел без какой-либо цензуры, но это, наверное, связано с его линией – гендерно–нормальной, хотя и социально ориентированной. Так что я думаю, сейчас у нас максимальное политическое закрепощение, и это мы видим даже по вопиющим ситуациям с артистами, которых как бы негласно преследуют, и это влияет на кино. Все хотят их снимать, но сверху есть неофициальный запрет на это. Не скажу за всех кинематографистов, но за близких мне – точно. И я считаю это большой проблемой, жду, когда она разрешится, и надеюсь на то, что победит здравый смысл», – подчеркнула Нигина Сайфуллаева. 
Популярный актер Милош Бикович за последнее время основал вместе с итальянскими партнерами анимационную студию, где работает 100 человек, у него есть один проект в постпродакшне, а также пять проектов, находящихся в препродакшне в Сербии и России. Кроме того, он стал председателем Союза кинематографистов Сербии. 
«Поскольку я все еще достаточно молод и имею право быть не совсем мудрым и умным, а еще немного стремиться к идеалам, мое желание – организовать с помощью своих более опытных коллег возрождение сербского кинематографа. С потерей Югославии мы потеряли рынок, фильмы у нас стали неокупаемыми и мы пытаемся найти способ сделать кино самодостаточным с экономической точки зрения, чтобы оно жило новой жизнью и существовало в системе, в которую не вмешивается политика, создать свободное пространство для творчества», – рассказал Милош Бикович. 
Ежедневное фестивальное издание