Отчет по пресс-конференции о фильме «Девятаев»

22 апреля 2021 года состоялась пресс-конференция по фильму «Девятаев» российского режиссера и продюсера Тимура Бекмамбетова. Картина стала фильмом открытия 43-го Московского Международного кинофестиваля. В пресс-конференции приняли участие режиссер, продюсер Тимур Бекмамбетов, режиссер Сергей Трофимов, актеры Павел Прилучный, Павел Чинарев и сын Михаила Девятаева – Александр. 
Картина основана на реальной истории летчика, Героя Советского Союза Михаила Девятаева. Летом 1944 года он попал в плен. Ему предстояло сделать выбор – вернуться в небо, продолжив войну на стороне врага, или отправиться в концлагерь на остров Узедом. Отчаянный ас Девятаев выбирает третье – побег. Но с засекреченного острова, где идут испытания немецких крылатых ракет, нельзя убежать. Зато можно улететь – на аэродроме стоит новейший вражеский бомбардировщик с «оружием возмездия» Третьего рейха на борту. Улететь – и совершить самый дерзкий побег в военной истории.
«Я и вся наша большая семья всегда мечтали о фильме об отце, и за многие годы, а отец ушел из жизни в 2002-м, первый вопрос, который нам задавали: «Почему о нем не снимают кино?» Я благодарен Тимуру Бекмамбетову за то, что мы встретились, поговорили, и я говорю большое спасибо всем, кто работал над этим фильмом», – отметил Александр Михайлович Девятаев. 
Тимур Бекмамбетов рассказал, что в работе над сценарием ленты принимала участие «целая эскадрилья самых разных писателей». 
«Это очень ответственная работа, потому что мы имели дело с историей настоящего, а не вымышленного человека. Фильм случился благодаря книге, написанной самим Девятаевым, «Побег из ада». Когда ты читаешь ее, то сразу становится понятно, что это кино. Мы изучали и другие источники – Александр Михайлович показывал нам много фотографий, сохранилось замечательное видеоинтервью. К сожалению, мы не добрались до архивных материалов, связанных с послевоенным временем, – и, может быть, даже хорошо, что мы не узнали об этой части истории. Мы были в Пенемюнде, прошлись по заросшим лесам, где находился лагерь, общались с людьми, которые помнят Михаила Петровича, – он был там в 90-е годы, посетили там музей, где сохранились небольшие следы этой истории», – уточнил Бекмамбетов. 
Исполнитель главной роли Павел Прилучный подчеркнул, что для него фильм тоже стал нелегким – именно потому, что ему нужно было сыграть реального человека. 
«Много было разных трудностей на съемках, но самым сложным психологически было знать, что ты играешь человека, который реально существовал и дослужился до героя войны, и не посрамить эту историю. Знаете, мы когда встречались с Александром Михайловичем, у меня аж ладошки потели. Так что сложно было быть ну уровне, чтобы тебе поверили», – сказал актер. 
Сорежиссер картины Сергей Трофимов отметил, что во время подготовки к съемкам им пришлось также изучить строение различных самолетов. 
«Все-таки 30 минут фильма проходят в воздухе, и технические вещи тоже влияли на сюжет. Кроме того, мы изучали жизнь концлагерей, хотя это не главная тема картины, но мы старались максимально точно все передать и быть честными», – подчеркнул Трофимов. 
В постановке сцен воздушных сражений в «Девятаеве» участвовали пилоты популярного онлайн-симулятора военной техники War Thunder, а правдоподобно передать геометрию и технические особенности полёта самолётов помогли программные данные самого War Thunder, который отличается от других военных экшенов исторической достоверностью военной техники и реалистичностью применения её в бою.
При этом авторы картины утверждают, что «Девятаев» – кино «про способность совершать подвиги и прощать ошибки друзей». Именно поэтому был придуман антагонист героя Прилучного – его друг Николай Ларин в исполнении Павла Чинарева. 
«Линия с другом – сознательный ход. Я не мог ничего изменить в характере, образе Девятаева, потому что это реальный человек, и я не вправе додумывать за него мысли. Поэтому мы с Сережей Трофимовым придумали, что будет другой персонаж, альтер-эго, через которого мы можем передать сомнения, эмоции и в диалоге рассказать, что происходило внутри главного героя, не добавляя ему несуществовавших реплик. Оба персонажа, мне кажется, это есть один и тот же персонаж Девятаева – только он наложен на два образа», – уточнил Бекмамбетов. 
При этом он подчеркнул, что в картине сознательно практически нет женских персонажей, без которых, как считается, кино не работает на женскую аудиторию. В случае с «Девятаевым», как говорит Бекмамбетов, фильм как раз нравится женщинам, потому что они могут выбирать между героями Прилучного и Чинарева, между их принципами, взглядами на справедливость, между тем, «кто держится за прошлое или думает о будущем». 
«Поступки, которые совершил Девятаев, именно поэтому и называют геройскими. Он оставался верен своим жизненным принципам», – уверен Чинарев. 
Тимур Бекмамбетов, в свою очередь, подчеркнул, что «Девятаев» – именно картина про отношения двух друзей. 
«Большой соблазн - начать обвинять систему, людей, которые неправильно указы издали. И это страшная вещь – приказ №270, когда миллионы людей оказались предателями одним росчерком пера. Но есть другая сторона – люди теряли веру и пытались остановить их только страхом. Война – это трагическая история, простых примеров тут не бывает. Нам не хотелось лезть и разбираться в общественно-политическом контексте. Мы снимали кино про отношения двух друзей. И мне кажется, что в кино люди ходят, потому что им интересны отношения, а для общественно-политических новостей они читают газеты», – заключил режиссер. 
Ежедневное фестивальное издание