При поддержке Министерства культуры Российской Федерации, правительства Москвы и департамента культуры города Москвы

Приз Федерации киноклубов России «Колючий взгляд»

Приз Федерации киноклубов России «Колючий взгляд» – «Предвыборная кампания», Румыния, режиссер Мариан Кришан. 

Был такой несмешной анекдот: «В Советском Союзе начали продавать трехспальные кровати, потому что Ленин всегда с нами». Эту шутку могли бы повторять и жители румынской деревеньки Салонта, люди вообще простоватые. Однажды с ними, а конкретнее – с семьей тракториста Виорела, поселяется его плюс-минус ровесник из Бухареста, политик Мокану. Его команда почтительно обращается к шефу «Министр», но в то, что он имеет какое-то отношение к исполнительной власти, верится с трудом: карикатурный Мокану способен только на популизм и демагогию. Этого достаточно, чтобы рваться в Европарламент. Далее происходит то же, что бывает при всех политических строях во все времена: надо срочно изобразить близость с народом. Впервые Мокану попадает в этот деревенский дом случайно: где-то вблизи от пашни, которую возделывает Виорел, ломается его машина. Затем оказывается, что оставаться в этом доме удобно: можно изо дня в день показывать, что ты разделяешь чаяния крестьян, а заодно укрываться от обвинений, выдвинутых оппонентом на выборах. Виорел, которому за участие в большой игре обещан новый трактор, изображает старого армейского дружка, вернее, его функция проще – быть «мебелью» и элементом интерьера бесчисленных фотосессий. Режиссеру Мариану Кришану здесь предстояло проплыть между Сциллой и Харибдой, потому что подобный сюжет – задача сложная. С одной стороны – жанр плутовской комедии, «падение» в которую почти неизбежно, с другой – социально-обличительное кино, соблазна которого тоже всё труднее избежать на фоне пафосной болтовни о бюрократии. Режиссеру, однако, всё же удается взглянуть на героя и без смеха, и без гнева. Спасительным становится всеобщее оцепенение и темп, выбранный для фильма. Камера еле едет вдоль деревенской улицы; Мокану ме-едленно идет от дома к дому, пытаясь завести разговор с сельчанами. Те ускользают от любого осмысленного диалога. А беседы о пирогах, которые Мокану полюбил вести в местной пекарне, только подчеркивают бессмысленность всего, что он произносит с трибун, будучи абсолютно «выключенным» из жизни. Постепенно как бы комичное (по исходным данным) зрелище превращается в нечто, от чего веет то безысходностью, то ужасом. Выборы всё никак не наступят, команда психует и срывается из-за невозможности вырваться из заколдованной деревни (еще один «вечный сюжет»). Взгляд политика пустеет, а взгляд его «лучшего друга» и раньше ничего не выражал. Попытки напиваться, исповедоваться и в принципе как-либо разрушить эту «временную петлю» только затухают: каждое утро Мокану просыпается под плакатами «Металлики» в комнате выросшего и уехавшего в город сына Виорела. Картину Мариана Кришана так и можно было назвать фильмом о бессмысленности всего, начиная от Европарламента и заканчивая жизнью вообще, если бы не внезапное смещение фокуса с депутата на тракториста. Который, оказывается, всё это время не просто молчал и служил декорацией, но и делал какие-то свои парадоксальные выводы из происходящего. Тут впору вспомнить «Пигмалион» Бернарда Шоу и подумать о том, что творцы любых социальных экспериментов всегда забывают об ответственности перед теми, кого приручили. Вечная тема, – и демагогия о том, что «семья для меня важнее всего», «придем к демократии», «поддержим ветеранов» и даже официозные спортивные праздники с юными каратистами тоже будут вечными. 

Игорь Савельев

Ежедневное фестивальное издание