При поддержке Министерства культуры Российской Федерации, правительства Москвы и департамента культуры города Москвы

ПРИЗ «СЕРЕБРЯНЫЙ ГЕОРГИЙ» ЗА ЛУЧШИЙ ФИЛЬМ ДОКУМЕНТАЛЬНОГО КОНКУРСА

ПРИЗ «СЕРЕБРЯНЫЙ ГЕОРГИЙ» ЗА ЛУЧШИЙ ФИЛЬМ ДОКУМЕНТАЛЬНОГО КОНКУРСА - НОКТЮРН, режиссер ГВАНЧО ЧОН, Республика Корея

Россия, почти наши дни. Концертный зал полон, на сцене – оркестр. Под аплодисменты публики за руку с конферансье выходит молодой кореец, кларнетист, поворачивается к стоящему рядом дирижеру, кланяется, говорит: «Меня зовут Сон Хо», поправляет очки на носу, ищет ноты. Так начинается «Ноктюрн», трогательный документальный проект с великолепной музыкой, не исключено – самый страшный фильм нынешнего Московского кинофестиваля. Режиссер «Ноктюрна» – южнокорейский тележурналист, продюсер Гванчо Чон. Может быть, когда-то во время работы для ТВ ему и попалась история о мальчике с особенностями развития, обладающем музыкальным талантом. Ведь первые кадры фильма относятся еще к середине нулевых. Может быть, несколько раз попадал талантливый музыкант, вырастающий в настоящую звезду, в сюжеты телепрограмм. И не исключено, что уже потом, спустя годы Гванчо Чон решил превратить эти сюжеты в свой первый полнометражный документальный фильм и целенаправленно стал следить за судьбой музыканта и его семьи. Именно семьи: не одаренный старший сын в итоге стал главным героем этой истории. Мать растит сына с особенностями развития, все силы кладет на то, чтобы быть переводчиком между ним и миром и развить его музыкальный талант. Мальчик играет на фортепиано, виолончели, кларнете. Ради сына мать пожертвовала семейной жизнью – отец ушел из дома. И тут же, рядом, в той же квартире, растет ее второй сын, Геонги, парень без всяких особенностей. Которого тоже успешно учат музыке, но у него таких ярких талантов нет. Который не ненавидит брата, но ревнует и не понимает, почему в итоге он, младший, остался без матери. «Ноктюрн» заставляет вспоминать то о «Дочери Бухары» Улицкой с ее в общем-то оптимистичным финалом, то об анимационном шедевре студии PIXAR «Вверх», его стартовой части – там вся жизнь семейной пары за минуту была показана через череду галстуков, которые жена повязывала мужу, пока не умерла. В кадре – а камера невероятно близко, внутри каждого разговора, каждой сцены она словно еще один персонаж, – уместилась если не вся жизнь этих троих, то «военная» ее часть. Мать, сначала еще сравнительно молодая женщина, а потом стремительно стареющая и седеющая. Ее старший сын, который всю жизнь играет, и ее младший сын, от детских обид перешедший к обидам взрослым, бросавший учебу и затевавший сомнительный бизнес, уходивший из дома, начинавший спиваться, но вовремя остановившийся. Делавший все, чтобы порвать с семьей, которой у него никогда не было. Если для матери ее жизнь была полем боя за старшего сына, то для младшего это была жизнь в аду. Понадобилось время, Шопен и Сен-Санс, чтобы он смирился и начал осознавать, что это была война и за него тоже. Почти античная история. 

Марина Латышева

Ежедневное фестивальное издание