При поддержке Министерства культуры Российской Федерации, правительства Москвы и департамента культуры города Москвы

Робер Энрико. Независимый

ИСКАТЕЛИ ПРИКЛЮЧЕНИЙ/LES AVENTURIERS

Робер Энрико (1931-2001) относится к тем почти ста режиссерам, чье вхождение в большое кино в начале 1960-х совпало с годами расцвета французской «новой волны». Его карьера, как карьеры многих других впоследствии выдающихся французских мастеров, формировалась в ее тени. Хотя - к этому времени Энрико, закончивший знаменитую киношколу IDHEC, уже был лауреатом Каннской золотой пальмы и американского «Оскара» (за короткометражку «Совиный ручей»), автором множества документальных и короткометражных лент. «Совиный ручей», вошедший в нашу ретроспективу, позже стал одной из новелл трилогии «В гуще жизни», снятой Энрико по произведениям американского писателя Амброза Бирса (две других – «Пересмешник» и «Чикамога»).
Полнометражным же дебютом Робера Энрико считается картина «Прекрасная жизнь» (1963), история ветерана войны во французской Северной Африке, в свое время подвергшаяся цензуре во Франции и получившая премию Жана Виго, которая вручается режиссеру, «проявившему в работе независимость мысли и оригинальность стиля». 
 
Совершивший через некоторое время определенный поворот к коммерческому кинематографу, Робер Энрико добился огромного зрительского успеха как внутри страны, так и за ее пределами. В его фильмах с удовольствием снимались топ-звезды мирового экрана: Ален Делон, Лино Вентура, Бурвиль, Филипп Нуаре, Брижит Бардо, Жан-Поль Бельмондо, Роми Шнайдер, Майкл Йорк, Брижит Фоссе, Клаус Мария Брандауэр, Клаудиа Кардинале, Малкольм Макдауэлл.
 
Частой в его картинах становится тема мужества, мужской дружбы, излюбленным жанром – приключенческий. Среди этих картин – «Лесорубы» (1966) с Бурвилем и любимым актером Энрико Лино Вентурой; «Искатели приключений» (1967), с тем же Вентурой и Аленом Делоном, который сыграл здесь одну из своих звездных ролей; «Ромовый бульвар» (1971) с Вентурой и Брижит Бардо.  Все три фильма вошли в нашу ретроспективу, так же, как и картины «Тетя Зита» (1967) и «Красная зона» (1986).
 
Несомненный интерес вызовет и одна из последних работ Робера Энрико – фильм «Ветер с Востока» (1992), в основу которого положена реальная история русского генерала-белоэмигранта Бориса Смысловского, где Малкольм Макдауэлл сыграл самого Смысловского, а Елена Сафонова – принцессу Лихтенштейна. 
 
Один из самых известных фильмов Робера Энрико «Старое ружье» (1976), трижды лауреат высшей национальной кинопремии «Сезар», удостоенный десять лет спустя после выхода престижной премии «Сезар Сезаров». В свое время фильм о том, как хирург местной больницы, безобидный толстяк, врач-гуманист (Филипп Нуаре), вооружившись дедовским ружьем, один вступает в бой с целым отрядом СС, мстя за гибель дочери и жены (Роми Шнайдер), пользовался огромным успехом у советских зрителей.
 
В ретроспективу фильмов Робера Энрико, организованную с помощью его сына Жерома Энрико, актера, режиссера, сценариста, директора Высшей Парижской киношколы ESEC, которая будет проходить в рамках 42-го ММКФ, включен документальный фильм «Робер Энрико. Короткий путь земной». Жером, лишь однажды снимавшийся в фильме отца («Немного, больше, страстно…», 1971), рассказывает в нем о полной событий и приключений жизни и замечательном творчестве одного из крупнейших французских режиссеров – Джино Робера Энрико. 
 
Евгения ТИРДАТОВА, 
куратор программы
 

РОМОВЫЙ БУЛЬВАР/BOULEVARD DU RHUM

 

ТЕТЯ ЗИТА/TANTE ZITA