8 1/2 фильмов
Многие спрашивают уже не первый год, а, собственно, что лежит в основе отбора фильмов для нашей программы, отмечающей в 2020 году свое 21-летие? Во многом, причем это сложилось абсолютно естественно - непосредственный контакт с авторами, который словно хочется продлить во времени и передарить московскому зрителю. Действительно, программа из восьми с половиной фильмов – своего рода итог наших телеразговоров и в обдуваемой морскими бризами беседке венецианского двухнедельника («Тело Христово»), и гудящей разноязыкими гур-гурами этажей роттердамского «Долена»(«Москит») и берлинских лаунжей («Мальмкрог»), и уютных садов и беседок Сан-Себастьяна («Черный, черный человек» и «Талассо»). Сделать эти просмотры для московского зрителя чем-то большим, чем обыкновенные визиты в кино, передать залу свое впечатление от неожиданных режиссерских ходов – вот сверхзадача нашей программы. Конечно, есть и более солидные намерения – развернуть наиболее искушенного зрителя в сторону неожиданных прорывов к стилистической и жанровой новизне, порой поставить его в тупик, показав на что способно современное кино. А оно может многое – и в пределах классических форм ( «Соль слез») , и в пост- и пост- пост-модернистских причудах (блистательный «Черный, черный человек») - погрузить его с головой в философские диспуты о вечных, порой непостижимых смыслах человеческого существования, одолжив на три с лишним часа сценарий у русского философа Владимира Соловьева(Кристи Пую), предложить насладиться праздными беседами бойких на словцо Жерара Депардье и Мишеля Уэльбека, которые, при всей шутейности философского аттракциона под названием «Талассо», как это ни парадоксально, тоже направлены в болезненные эпицентры человеческой души. Или, наполняя экран зловещей апокалиптической экспрессией, вдруг перенести всех в Африку времен Первой из мировых войн, которые, как мы все видим, не собираются заканчиваться («Москит»), или, или… Не хочется заранее предвидеть реакцию преданных зрителей и сразу открывать все карты и настраивать их заранее на тот или иной лад восприятия. На программе «Восемь с половиной» в этом году лежит особая ответственность – мир, несмотря на вселенские угрозы, отмечает 100-летие величайшего из гениев ХХ века, Феллини, подарившего нам название своего фильма. Попробуем оправдать это доверие, зарядившись нескончаемой энергией его кинообразов. И победим любой вирус – другого не дано. И ,не скрою, особую радость мне доставляет тот факт, что в эту программу нам удалось пригласить два фильма только что прошедшего 77-го Венецианского кинофестиваля - это постмодернистский эко-триллер "Государство комаров" и ставшую едва ли не главным событием Венеции-2020 антиутопию мексиканского режиссера Мишеля Франко "Новый порядок".
Петр Шепотинник