При поддержке Министерства культуры Российской Федерации, правительства Москвы и департамента культуры города Москвы

Отчет по пресс-конференции участников второго блока конкурса короткометражного кино

6 октября 2020 года состоялась пресс-конференция участников второго блока конкурса короткометражного кино 42-го Московского Международного кинофестиваля. В пресс-конференции приняли участие режиссер российского фильма «Рот открывать» Иван Оганесов и режиссер российского фильма «Чистота» Павла Стратулат.
Лента «Чистота» рассказывает о том, как выкинутый в окно во время вечеринки мусор становится пусковым механизмом цепочки событий, который ребята уже не в силах остановить.
«Мой фильм о том, что сейчас происходит хаос и сложно уже что-то поменять, все идет по инерции. Мой фильм о трех состояниях общества – здесь молодежь, которая радуется, получает удовольствие и не видит грани перехода во вредительство, превращающее все в хаос. Есть мусорщик, который уже прошел эту грань и перешел на сторону фашизма. И единственный человек – Федор – против всего этого, но он не в состоянии ничего изменить», – рассказала Павла Стратулат.
Она училась в мастерской Павла Лунгина на Высших курсах сценаристов и режиссеров, а сейчас учится в магистратуре по направлению «драматург» в мастерской Юрия Арабова. «Чистота» – это ее дипломная работа в мастерской Лунгина. 
«Это был мой первый сценарий, после него я уже сняла два коротких метра, этот сценарий очень сильно трансформировался, и в итоге получился совсем другим. Я довольна результатом, так как получился синтез современных тем, и это меня удивило. Несмотря на то, что сценарий родился давно, а снят был только сейчас, он смог, надеюсь, передать наше время. Образом для идеи фильма послужил мусорный пакет. Мне показалось, что такая случайность может стать катализатором чего-то серьезного и перерасти в нечто большее, чем просто случайность», – подчеркнула режиссер.
Действие фильма «Рот открывать» происходит в провинциальном социальном интернате для подростков, которые готовятся к приезду городской администрации. Дети должны выступить перед чиновниками, читая вслух специально отобранные стихотворения Пушкина, чтобы интернату согласовали бюджет на «культурно-просветительский проект популяризации поэтов-классиков». Подростки вместо зубрежки стихов втайне устраивают вечеринку. 
«Этот фильм снят в рамках проекта «Кинопоэзия», который создал Анатолий Белый. Это цикл поэтических фильмов, для которых берут произведения известных и нет российских и зарубежных поэтов и ищут для них новый нарратив или как-то переворачивают строчки стихотворений. Когда появилась идея снять что-то по стихотворению Пушкина, Анатолий пригласил меня с запросом показать нечто другое, чего еще не было в «Кинопоэзии». Я подумал про немой протест, и мне показалось, что именно с Пушкиным его можно срастить», – рассказал Оганесов. 
Он окончил Московскую школу нового кино, где его мастер Дмитрий Мамулия как раз учил «сочетать несочетаемое».
«Для меня в фильме важнее энергия, из которой он соткан. Любое произведение искусства – это некая вибрация, и мне интересно найти форму, которая может эту вибрацию, энергию выразить. Весь фильм «Рот открывать» является пружиной, которая сначала сжимается – воспитатели давят на детей, происходят репрессии, – а потом энергия разжимается», – отметил режиссер.
Название картина получила уже на этапе монтажа. Более того, в съемочный период группа вошла без сценария, а только с «реперными точками» для актерских сцен.
«У актеров не было текста, и я старался сделать так, чтоб актеры входили в сцену и находили нужные фразы. Череда таких сцен привела к тому, что в фильме появилась главная героиня – девушка с ограничениями слуха и речи, которой в момент, когда она читает стихи на языке жестов, воспитательница говорит: «Рот открывай». Так родилось название фильма и девочка, которая стала центральным образом», – подчеркнул Иван Оганесов. 
Фильм в рамках Московского кинофестиваля уже успели посмотреть ребята, которые снимались в короткометражке. 
«Это во многом фильм об их праве голоса, чтобы у каждого из них после участия в таком визуальном эксперименте, появилось ощущение, что у них есть право голоса, что они могут открыть рот, особенно в сегодняшнем мире, где все рты закрыты маской, а слова опасны. Иметь свободу мыслить и говорить. Говорить то, что ты думаешь. Смысл не в том, чтобы устраивать бунт, а чувствовать себя свободным», – подчеркнул Иван Оганесов. 
Ежедневное фестивальное издание