При поддержке Министерства культуры Российской Федерации, правительства Москвы и департамента культуры города Москвы

Отчет по пресс-конференции о фильме «Назад в степь к сарматам»

7 октября 2020 года состоялась пресс-конференция по российскому фильму «Назад в степь к сарматам» режиссера Александра Прошкина. Картина представлена в программе «Мастера» 42-го Московского Международного кинофестиваля и в конкурсной программе 5-го фестиваля стран БРИКС. В пресс-конференции приняли участие режиссер Александр Прошкин и продюсер Дмитрий Пиркулов.
Это история о необычных судьбах наших современников. Здесь стреляют, гоняют на джипах, скачут… Здесь сильные мужчины и красивые женщины, вражда и тяга к корням… А вокруг – природа, сильная и красивая: оренбургская степь, южный край российского пограничья, между Европой и Азией, оседлостью и кочевьем, привычным и небывалым.
«Кино выросло из моего пристрастия к Оренбуржью, к этому пейзажу. 23 года назад мне предложили снять экранизацию «Капитанской дочки» Пушкина – фильм «Русский бунт». И я проехался по местам тех событий – до этого было три экранизации, и ни одна не снималась там, где происходило это. В Оренбург тогда я прилетел на маленьком самолете из Казани, который летел низко. И первое ощущение было шоковое: другая земля, красная поверхность, не ровная и не гористая, она, как кожа шарпея, хочется ее помять и погладить. Совершенно поразительное пространства!», – вспоминает Прошкин.
Если «Русский бунт» снимали осенью и зимой, то свою следующую картину «Трое» с Михаилом Пореченковым, Андреем Паниным и Марией Звонаревой режиссер снимал в Оренбуржье уже летом. 
«Это фантастический, почти мистический край с удивительными состоянием природы неба. Когда вы видите 5-10 км пространства, человек на фоне его становится прозрачным. Есть невероятное слияние бесконечности пространства и времени. Все время кажется, что какие-то миражи возникают, что на конях выскочат девушки-сарматки или казаки, или пугачевцы. Это дышащее пространство стимулирует фантазию», – подчеркнул режиссер.
Свой новый фильм «Назад в степь к сарматам» он называет «историей про капитализм, который развивается на наших глазах, но не в глобальном масштабе, а в этом конкретном месте». 
«Мы ничего не выдумывали. Учитывая ментальность степняков, эта борьба в достаточной степени жесткая. У меня накопились впечатления из-за того, что я снимал там с разницей в 20 лет, я наблюдал разные периоды и разное время. И больше всего жалко было женское народонаселение. Даже в 2005-м, когда я снимал «Трио», все время на дороге стояли в мини-юбках девушки. Работы нет, никакой надежды нет, выбраться из нищеты чрезвычайно трудно – особенно женщинам. И был такой вид придорожного заработка. Девки красивые, отчаянные. У них надежды, что просветлеет, нет. И эта нота отчаяния женского народонаселения сильно меня задела и тронула. И мне захотелось снять эту историю, напоминающую вестерн, но где в роли хороших парней – девушки, а в роли плохих парней – мужики на «ленд роверах» и «мерседесах». И такое там сегодня и происходит. А с элементов вестерна фильм уходит в социальную драму, потому что правда здесь на каждой стороне и не на одной», – заключил Александр Прошкин. 
Ежедневное фестивальное издание