При поддержке Министерства культуры Российской Федерации, правительства Москвы и департамента культуры города Москвы

Отчет по пресс-конференции о фильме «Шаман»

4 октября 2020 года состоялась пресс-конференция по фильму «Шаман» российского режиссера Андрея Осипова. Картина участвует в конкурсе документального кино 42-го Московского Международного кинофестиваля. В пресс-конференции принял участие режиссер Андрей Осипов и сценарист Одельша Агишев.
Cмонтированная из кадров хроники картина рассказывает, как самому известному правителю ХХ века, десятилетиями творившему страшные массовые расправы, удалось привлечь к себе самую искреннюю, самую преданную любовь сто двадцати миллионного народа и сохранить эту любовь во многих сердцах до сегодняшнего дня, и в чем главная тайна Иосифа Сталина.
«Все исходило из того, что я обожаю работать с хроникой, находиться в Красногорском архиве кинофотодокументов и чувствовать себя археологом – как они радуются, отыскивая черепок с вязью, через который можно добавить к пониманию истории что-то новое, так и ты в поисках кадра переживаешь, что если ты его не возьмешь, его никто никогда не увидит, потому что это долго и дорого. Телевизионщики делают все быстро, они и рады посидеть в архиве, но им некогда. А у киношников на это нет денег. Радость контакта со временем, с теми людьми, которые есть на пленке, где они живые, радуются, любят, она заряжает. Никого из них уже нет, и на этом зазоре возникает особая острота и глубина переживания, когда ты работаешь с хроникой. В этом фильме хотелось использовать не просто известные кадры, а посмотреть срезки, остатки пленки, которые по разным соображениям нельзя было показывать – по эстетическим, идеологическим, операторскому браку. И, как мне кажется, мы нашли нужные кадры. Но самое главное – мы нашли много фрагментов из разных журналов, которые по-особому показывают время, в котором жил наш герой», – рассказал Андрей Осипов.
Сценарист Одельша Агишев признался, что поначалу хотел отказаться от этого проекта, так как большинство кадров видел уже неоднократно.
«Но Андрей сумел заинтересовать и убедить меня в том, что мы можем найти что-то созвучное сегодняшнему времени. Работа началась с того, что мы пытались найти менее банальные кадры, много спорили с Андреем. По моим подсчетам, 14 вариантов сценария было, по его – немного больше. Все равно я считаю, что не сделал еще одного варианта сценария, который бы сделал фильм четче, доступнее и интереснее», – отметил Агишев.
По словам Андрея Осипова, в самом начале работы над фильмом они решили, что показывать Сталина-тирана или Сталина-благодетеля нет смысла, так как обе эти точки зрения уже не раз были представлены в других картинах. Так в «Шамане» появилась и определенная «мистическая» линия и драматургическая основа в виде спора отца и сына, которые как раз дают разные оценки Сталина.
«Мне кажется, этот фильм не только о Сталине, о времени, о нас, но еще он снят в защиту простого человека, который не виноват, что родился во времена Сталина. Этот человек пытается достойно жить и живет, он пытается познать смысл этой жизни, почему он появился вообще в мире и в это время, он не виноват, что родился в сложные и противоречивые времена, о которых мы рассказываем», – заключил Андрей Осипов. 
Ежедневное фестивальное издание