При поддержке Министерства культуры Российской Федерации, правительства Москвы и департамента культуры города Москвы

Отчет по пресс-конференции о фильме «Гипноз»

5 октября 2020 года состоялась пресс-конференция по фильму «Гипноз» российского режиссера Валерия Тодоровского. Картина участвует в конкурсе 42-го Московского Международного кинофестиваля. В пресс-конференции приняли участие режиссер Валерий Тодоровский, композитор Анна Друбич, сценарист Любовь Мульменко, актер Сергей Гиро и актриса Полина Галкина.
В центре повествования – подросток Миша, который посещает сеансы гипноза у психотерапевта Волкова, чтобы вылечиться от лунатизма. В результате Миша попадает под влияние гипнолога до такой степени, что перестаёт понимать, где реальность, а где иллюзия. После таинственной смерти одной из пациенток Волкова Миша решает провести расследование, чтобы докопаться до истины. 
«Я в возрасте 12 лет ходил к Владимиру Райкову в лабораторию, сидел там в кресле. Он был выдающийся человек и ученый, изучал природную агрессию в людях. И эпизод, когда пациенты Волкова решают, убить или нет крысу, он вполне реальный. Я сам видел такое в детстве, и мне этот эпизод врезался в память», – рассказал Валерий Тодоровский. 
Автор сценария Любовь Мульменко отметила, что они давно хотели сделать что-то с Тодоровским вместе и как раз из истории о подростковой встрече режиссера с Райковым. 
«Он показал мне видео с этим гипнологом, я много смотрела старого материала. Мы не были уверены, что доведем все до конца, я просто написала несколько первых сцен и дальше отправляла Валерию Петровичу партиями, как сценарный сериал, и ему до конца было интересно, что я пришлю в следующий раз», – рассказала Мульменко. 
Она подчеркнула, что «Гипноз» – это «семейная история, завернутая в экзотическую обложку». 
«Я очень хотел сделать фильм-полусон, тем более, что сюжет этого требовал. Для этого я придумал историю со снегом, когда он постоянно падает за окном. Это ощущение остановившегося времени и сна, когда мы не понимаем, сон это или явь. При этом я хотел оставаться в реальном пространстве и не уходить в гиперболу, перебор. Кроме того, я хотел сделать психологический триллер – там есть жанр», – добавил Тодоровский.  
С жанром, атмосферой полусна и воспоминаниями работала и композитор картины Анна Друбич.
«Мы с Валерием Петровичем вместе делаем уже вторую картину. И в «Одессе», и сейчас в «Гипнозе» в основу легли довольно глубокие детские воспоминания Валерия Петровича, и мне нужно было очень точно попасть в его личные ощущения, а для любого композитора – это непростая задача. Когда Валерий Петрович сказал, что это психологический триллер, я подумала, что сейчас наведу жути, а он говорил, что все должно быть легче, словно сон. Это субъективная личная история, и мне кажется с музыкой так же – такое непонятное ощущение, есть она или нет», – отметила Друбич. 
Главные роли в картине сыграли Максим Суханов, с которым Тодоровский работал еще на «Стране глухих», и актер-дебютант Сергей Гиро.
«Я очень люблю Максима, но шанса с ним поработать много лет не было. Когда был написан сценарий «Гипноза», я понял, что трудно найти на роль Волкова более мощного актера. Он с годами становится все лучше и лучше, его ниша в нашем кино уникальна. И когда я искал героя на роль Миши, я держал в голове, что этот подросток будет находиться с Сухановым в кадре, и мне нужен человек, который будет держаться на равных, потому что Суханов раздавит кого угодно, а Сергей выдержал этот поединок», – рассказал режиссер.
Сергей Гиро попал в фильм, прислав видео с самопробами. Сам он из Красноярска. 
«Валерий Петрович собрал прекрасную группу. Работая с ними, приобретаешь опыт. Полемики не было, наоборот бывали моменты, когда угадывались мысли друг друга. Это была максимально приятная и комфортная обстановка. В моей роли есть такая паразитическая мысль, которая преследует Мишу, что все вокруг иллюзия и можно сильно увлечься этим, и в этом была сложность выхода из роли», – отметил актер.
Он подчеркнул, что в партнерстве с Максимом Сухановым также есть общее с взаимодействием на экране их героев.
«Максим – большой, сильный актер, и когда он играет, то начинает тебя вести, и ты начинаешь играть лучше, что, конечно, полезно для фильма. Но есть в этом взаимодействии и параллель  с тем, как Миша следует за Волковым», – добавил Гиро.
Одну из ключевых женских ролей в фильме сыграла также дебютантка, выпускница ГИТИСа Полина Галкина.
«Я верю, что все в руках человека, в моих руках, и я могу на что-то повлиять. Моя героиня сделала свой выбор и повернула жизнь в определенную сторону», – отметила актриса.
Тема выбора при работе над «Гипнозом» стала основной и для режиссера Валерия Тодоровского. 
«Это вопрос: кому я верю больше? Себе или этому мощному, талантливому, грандиозному человеку, который принял меня в свои ученики и доверяет мне вещи, которые не доверил бы никому. И этот выбор и есть одна из главных тем этого фильма – будем ли мы доверять своим ощущениям или человека, которого мы боготворим», – заключил режиссер. 
 
Ежедневное фестивальное издание