При поддержке Министерства культуры Российской Федерации, правительства Москвы и департамента культуры города Москвы

Отчет по пресс-конференции о фильме «В тени»

4 октября 2020 года состоялась пресс-конференция по фильму «В тени» турецкого режиссера Эрдема Тепегёза. Картина участвует в конкурсе 42-го Московского Международного кинофестиваля. В пресс-конференции приняли участие режиссер Эрдем Тепегёз и оператор Хайк Киракосьян.
Фильм рассказывает про недалекое и не светлое будущее. Заит работает на угольной шахте, управляемой неизвестными хозяевами, за возможность купить могилу для матери. Его социальное поведение подчинено мыслям о выживании, он живет в постоянном страхе потерять работу. Однажды Заит решается на бунт.
«Я не смотрю пессимистично на нашу реальность, но считаю, что есть отдельные моменты, которые не нужно упускать из виду. Во всем мире есть миллионы людей, работающих в таких условиях. И я считаю, что моя основная задача как режиссера не найти ответы на вопросы или решение проблем, а, скорее, задать эти вопросы и таким образом осветить существующую проблематику. Я позитивно настроен относительно будущего, потому что считаю, что чем больше мы будем показывать существующие проблемы, тем светлее будет наше будущее», – отметил Эрдем Тепегёз.
Его предыдущая – дебютная – картина «Частица» получила главный приз 35-го Московского кинофестиваля. В центре повествования ленты была лишившаяся работы женщина, содержащая всю семью и пытающаяся найти в Стамбуле хоть какой-то заработок. 
«Я предпочитаю концентрироваться на отдельном персонаже и истории его жизни. Мы наблюдаем других персонажей только во взаимодействии с главным героем. В «Частице» мы следили за жизнью героини, в картине «В тени» – за жизнью героя. Другие персонажи здесь появляются лишь по касательной», – подчеркнул режиссер и сценарист. 
Он признался, что источником вдохновения для фильма послужил нон-фикшн и научная фантастика, в том числе российская. Картина снималась на реально действующей фабрике.
«Это место выглядит заброшенным, но на самом деле фабрика работает 365 дней в году, 24 часа в сутки. Когда мы туда первый раз приехали, я был просто потрясен фактурой, будто это было специально создано для нашего фильма. Состояние, похожее на отсутствие времени. Визуальный стиль был основан на реалистичности. Я старался сделать так, чтобы это было похоже на документальное кино. Как будто это происходит реально, но мы не знаем, когда, чтобы отсутствовало время», – рассказал оператор Хайк Киракосьян.
Режиссер Эрдем Тепегез отметил, что специально искал для съемок огромную локацию, «будто с другой планеты». 
«Это невероятное пространство огромной фабрики, связанной между собой фуникулерами и канатными дорогами, оно выглядит очень кинематографично. Я познакомился с работниками этой фабрики, побеседовал с ними, узнал, что большинство – это потомственные работники, которые никогда не покидали местность. И эта действительность как раз перекликалась с фильмом, где действие происходит в таком закрытом пространстве», – подчеркнул режиссер.
Помимо визуальной составляющей, большую роль в картине играют и звуковые эффекты.
«Мы хотели, чтобы зрители отождествили себя с рабочими этой фабрики. И если вы там когда-то побываете, то почувствуете этот страх, тряску, дрожь, потому что вся фабрика сотрясается, там стоит постоянный шум и грохот, а пространство вокруг абсолютно тихое, словно вымершее. В фильме мы это тоже отразили. Внутри людей есть страх, осознание необходимости работать, а снаружи – ничего. Поэтому мы наполнили визуальными и звуковыми образами фильм так, чтобы в конце зритель почувствовал себя уставшим, как если бы поработал на этой фабрике», – отметил Тепегез. 
Главную роль в картине исполнил Нуман Аджар, участвовавший в голливудских лентах «Человек-паук: Вдали от дома», «Великая стена», «Джек Райан» и других. 
«Я посмотрел очень много картин с его участием и понял, что именно он подходит на роль человека, который словно бы возвращается в первобытное состояние. Нуман поверил в сценарий и отождествил себя со своим героем, вложил в него собственную личность, в каких-то моментах даже агрессию. Хотя роль была непростой, ему пришлось приложить много физических усилий, так как в фильме есть довольно тяжелые сцены», – заключил режиссер.
Ежедневное фестивальное издание