При поддержке Министерства культуры Российской Федерации, правительства Москвы и департамента культуры города Москвы

Отчет по пресс-конференции о фильме «Хенд Мейд»

2 октября 2020 года состоялась пресс-конференция по фильму «Хенд Мейд» российского режиссера Евгения Григорьева. Картина участвует в конкурсе документального кино 42-го Московского Международного кинофестиваля. В пресс-конференции приняли участие режиссер, продюсер Евгений Григорьев и соавтор картины Владимир Головнев. 
Героями фильма стали люди редкой и бесценной породы. Для них в русском языке есть специальная речевая идиома – «соль земли». Именно они создают главные составляющие жизни на планете. Каждый день они добывают руду и рыбу, варят сталь и обеды, строят самолеты и жилье. Этот фильм о людях, у которых в конце рабочего дня есть вещь, созданная их руками. Но герои картины создают не только материальную основу нашего мира из металла, бетона или дерева, но и то, что дарит нашей жизни смысл и вселяет надежду.
«Эта история началась в 2012 году, когда я встретился с одним депутатом, который сказал, что один человек, который работает руками, кормит восемь человек: охранников, режиссеров - в общем, тех, кто не производит реальных продуктов. И когда эта цифра станет 1 к 12, страна не выдержит. Я тогда стал думать об этой мысли. Нам вовсе не хотелось делать такого «ура» человека труда, мы долго думали над этим, и стала рождаться концепция, что мы хотим увидеть радость, смысл и чаяния этих людей, почему их деятельность кажется им важной, найти этот центр удовольствия», – отметил режиссер.
Как рассказал Григорьев, от замысла картины до ее воплощения прошло восемь лет. Фильм при этом снят разными режиссерами.
«Изначально я хотел снять все сам, но вмешалась судьба и мы не смогли поехать из Мурманска во Владивосток. Тогда я подумал, что нужно предложить друзьям принять участие в этом проекте. Изначально я написал творческий регламент, где был прописан определенный трафарет героя. Мы выбрали 14 режиссеров и отправили их с правом на ошибку. Для меня было важно, что ты можешь поехать и может не получиться – это неигровое кино. У семерых не получилось, у семерых – получилось. Мне не хотелось делать альманах, а хотелось, чтобы это был единый фильм с единой конструкцией. Эта форма позволяет каждой истории дать тот хронометраж, который работает. Формально у нас была задача снять от 7 до 15 минут. У кого-то получилось шесть, у кого-то – 16, но это работает. А если это не работало, то мы это нещадно срезали», – рассказал Евгений Григорьев. 
Владимир Головнев не только помог Григорьеву сделать финальную версию картины, но и выступил режиссером одной из историй, посвященной человеку, который днем служит священником, а по вечерам работает реаниматологом. 
«Если бы я был режиссером-постановщиком с самого начала, я бы жестче резал, Евгений в этом смысле демократичнее. Но многое решила случайность. Так, например, Маша – соавтор и героиня одной из новелл – во время съемок не только родила дочь, но и сама попробовала снять восемь новелл. Именно поэтому она стала героиней, которая смогла всех объединить», – подчеркнул Головнев. 
Он также отметил, что фильм «Хенд Мейд» для него ценен объединением режиссеров неигрового кино. 
«Документальное кино находится в некой творческой разрозненности, режиссер-документалист – как правило, человек-студия, а этот проект – попытка формирования среды, экосистемы, где встречаются разные люди из разных городов с разными режиссерскими почерками, они обмениваются энергией, возникает элемент соревновательности, и все это происходит в рамках одного «бульона», который дает энергию. Это важный социальный инструмент для среды», – заключил Владимир Головнев.
Ежедневное фестивальное издание