При поддержке Министерства культуры Российской Федерации, правительства Москвы и департамента культуры города Москвы

Отчет по пресс-конференции о фильме «Дочь рыбака»

1 октября 2020 года состоялась пресс-конференция по фильму «Дочь рыбака» режиссера-дебютанта Исмаила Сафарали. Картина участвует в конкурсе 42-го Московского Международного кинофестиваля. В пресс-конференции приняли участие режиссер Исмаил Сафарали, оператор Шандор Беркеши и продюсер Александр Роднянский. 
В небольшой рыбацкой деревни на Апшероне, полуострове на побережье Каспийского моря, живет девочка Сара, отец которой пропадает во время рыбалки. Сара отказывается верить в то, что его больше нет, ведь его тело так никто и не нашел. Однако семья девочки и жители деревни настаивают на похоронах, пусть и формальных – старейшины убеждены, что непогребенный рыбак – причина всех несчастий, которые обрушиваются на деревню одно за другим. Сара бунтует и идет против воли и обычаев семьи. Природа как будто протестует вместе с ней – надвигается шторм, и Сара отправляется в бушующее море на поиски отца.
«В начале 90-х схожая история произошла со мной – на неделю пропал мой отец. И затем происходило буквально то же самое, что и в картине. Я не хотел брать себя в качестве прототипа, потому что это казалось слишком близким. Поэтому я выбрал женский образ, который частично списал с дочери», – рассказал Сафарали. 
Основанную на детских воспоминаниях историю режиссер вместе с соавтором сценария Марией Землянской придумали в 2015 году. Активной работе над проектом поспособствовал питчинг фестиваля «Кинотавр» в 2016 году.
«Впервые я увидел Исмаила на сцене «Кинотавра», где он уверенно победил на питчинге и сам по себе произвел на меня впечатление. Он отличался от других участников тем, что у него за плечами была жизнь необычная для кинематографистов. Сначала он окончил университет в Баку, потом получил степень магистра экономики в престижном американском Университете Дюка, его карьера банкира, менеджера хедж-фондов складывалась вполне успешно, пока он сам себе честно не признался, что ему это скучно, и не поступил в Московскую школу нового кино. Я в последние годы очень настроен на молодых кинематографистов, мне нравится, когда люди делают свои первые картины личностными – про себя и от себя. И мне понравилась идея картины, построенной на личном опыте, переживаниях, да еще на том языке, на котором в детстве говорила как минимум часть семьи. Это честный фильм одаренного человека, у которого начинает складываться путь самостоятельного художника, имеющего жизненный опыт», – утверждает Александр Роднянский. 
Сафарали признается, что старается работать «с теми местами, мерами и обычаями, которые хорошо знает». Общество Апшерона, по его словам, довольно патриархально и герметично. Именно поэтому главную героиню – девочку Сару – они с оператором Шандором Беркеши решили выделить не только внутренне сильным характером, но и внешним видом. Так, на протяжении всего фильма она чаще всего носит красное платье – в отличие от других местных жителей, одевающихся преимущественно в темное. 
«Мы должны были определиться с форматом изображения и с цветом. Азербайджан – такой охристо-теплый, есть синее небо и синее море – два цвета, которые очень активны. После первых походов на натуру мы выбрали широкоэкранное изображение, а затем разрабатывали колористическое решение картины. Как должна быть одета девочка, как она должна отличаться от других», – рассказывает Шандор Беркеши. 
Главную роль в фильме исполнила начинающая актриса Хамаил Гасанова, которую Сафарали нашел еще на момент съемок рабочего тизера для презентации проекта на «Кинотавре». Но спустя три года, когда уже близилось время съемок самого фильма, он поначалу не рассматривал подросшую Хамаил на эту роль. 
«У меня было несколько кандидатур, которые мы обсуждали с Александром Ефимовичем, а потом он меня спросил, почему я не хочу попробовать ту же девочку. И тогда мы решили ей позвонить. Когда она пришла на кастинг, я понял, как я жутко ошибался, не связавшись с ней ранее. Я увидел ее и понял, что это она. Помимо того, что она прекрасно справилась с ролью, она выдержала съемки с безумной физической нагрузкой, со всем справилась. У нее очень сильный характер, и я благодарю Бога за то, что сделал такой выбор», – подчеркнул Сафарали. 
По словам Александра Роднянского, фильм «Дочь рыбака» выйдет в ограниченный прокат, но, скорее всего, тогда, «когда люди без страха и опаски будут заходить в кинозалы». Возможно, не только в России, но и в других странах, так как международным партнером картины выступает известная компания Wild Bunch.
«Я полагаю, что мир вернется в более живые времена, когда фестивали перестанут переносить, закрывать или не проводить. Мы решили, что предложение Московского кинофестиваля хорошее, потому что он реален, а жить ожиданиями и откладывать фильм надолго – странно. Кроме того, мне хочется, чтобы Исмаил работал режиссером и дальше», – заключил продюсер.  
 
Ежедневное фестивальное издание