При поддержке Министерства культуры Российской Федерации, правительства Москвы и департамента культуры города Москвы

Отчет по пресс-конференции о фильме «Серебряные коньки»

1 октября 2020 года состоялась пресс-конференция по фильму «Серебряные коньки» российского режиссера-дебютанта Михаила Локшина. Картина стала фильмом открытия 42-го Московского Международного кинофестиваля. В пресс-конференции приняли участие режиссер Михаил Локшин, актеры Федор Федотов, Софья Присс, Кирилл Зайцев и продюсер Петр Ануров. 
Действие фильма происходит в 1899 году в рождественском Петербурге. Яркая праздничная жизнь бурлит на скованных льдом реках и каналах столицы. Накануне нового столетия судьба сводит тех, кому, казалось бы, не суждено было встретиться. Люди из совершенно разных миров, Матвей – сын фонарщика, его единственное богатство – доставшиеся по наследству посеребренные коньки; Алиса – дочь крупного сановника, грезящая о науке. У каждого – своя непростая история, но, однажды столкнувшись, они устремляются к мечте вместе.
«Моя мама мне рассказывала сказку «Серебряные коньки» про Голландию XIX века, и в какой-то момент мне пришла в голову идея сделать что-то вдохновленное этой историей, но про Петербург с его системой рек и каналов, которые мы обожаем, абсолютно новую историю, где главными героями станут не брат и сестра, а молодые люди из разных социальных миров. Я предложил замечательному сценаристу Роману Кантору написать такую историю, дальше подключился Миша и тоже принял участие в разработке сценария. Затем подключился Леонид Эмильевич Верещагин – наш лучший продюсер и товарищ», – рассказал о начале работы над фильмом продюсер Петр Ануров. 
Режиссер Михаил Локшин отметил, что для визуальной составляющей фильма он вдохновлялся картинами голландских художников. 
«Мы искали новый образ города немножко со взглядом со стороны. Это не идеализированный Петербург. Для нас Петербург состоит из двух миров – есть мир трущоб и мир аристократии – они буквально присутствуют в картине, где показаны низы каналов и верх, где едут повелители. Кроме того, мы все знаем картины голландских каналов, но оказалось, что есть такие же картины Петербурга XIX века, где выстраивались рынки, дороги прямо на льду – зима, видимо, в XIX веке была действительно суровая. Есть даже картина 1840-х годов, где на Неве выстраивался ипподром. В какой-то момент мы даже думали об этом, но не дошли до воплощения этой идеи», – говорит Локшин.
Если сценарий фильма написали довольно быстро, то на съемках группа столкнулась со сложностями. Зима в Санкт-Петербурге оказалась очень теплой и практически бесснежной. 
«До марта не было ни одной морозной недели, чтобы лед встал. Мы даже на площади 7 тысяч кв. метров с помощью МЧС выкладывали деревянные плоты, которые нужно было заморозить льдом, но для этого нужна была минимум неделя с температурой -5», – рассказал Ануров. 
Тем не менее, по словам Михаила Локшина, в марте все-таки наступила прекрасная для съемок пора, «когда была идеально замерзшая Нева». 
«Мне кажется, мы в итоге смогли схватить красоту зимнего Петербурга», – подчеркнул режиссер. 
Многое снималось в павильоне, а уже на этапе пост-продакшна доделывалось с помощью компьютерной графики. Для съемок во дворе Михайловского замка была построена декорация Императорского катка, которая привлекала местных жителей. В картине присутствуют и натурные сцены, когда герои реально катаются по льду на Фонтанке и Мойке. Часть съемок проходила в Доме ученых, во Мраморном и Гатчинском дворцах, на Витебском вокзале.
Несмотря на то, что действие фильма происходит на исходе XIX века, картину можно назвать актуальной. 
«Когда мы только начали обсуждать эту историю с Романом Кантором, он сразу сказал, что сказка – сказкой, но хочется делать кино про современность. Там есть не только социальное неравенство и марксизм, там много вещей, которые актуально звучат и сегодня. Все равно кино мы делаем про себя, про настоящее. Вне зависимости от того, в каких декорациях и костюмах это происходит, хочется, чтобы оно звучало современно», – подчеркнул Петр Ануров.
Главные роли в картине исполнили дебютанты Федор Федотов и Софья Присс. Оба они, кстати, из Санкт-Петербурга. 
«Для меня это чудесная история с самого первого дня, когда мы только познакомились с Михаилом. Я приехал в Москву на пробы, и уже уставший режиссер даже не поднимал на меня глаза, пока я не сказал, что я хоккеист. Я всю жизнь играл в хоккей до поступления в театральный института. И шанс сняться первый раз в кино, еще и на коньках, я воспринял как абсолютное чудо! И все, что происходило дальше, я с удовольствием записывал в своем первом киноактерском дневнике. Каждый день учил меня чему-то новому. Это невероятная команда, невероятный процесс и незабываемое время», – рассказал Федотов. 
Софья Присс призналась, что приезжала на кастинг несколько раз, затем много обсуждала с режиссером эпоху, в которую происходит действие картины, но единственные ее партнерские пробы случились сразу с Федором. 
«Была очень серьезная подготовка. Я на тот момент еще училась в институте, были определенные сложности с учебным процессом, с моим мастером в Санкт-Петербургском театральном институте, но как-то все сложилось, что между парами я успевала съездить на фигурное катание, у нас было много репетиций и до и во время съемочного процесса», – отметила актриса. 
Одну из ключевых ролей в картине – князя-полицейского Аркадия Трубецкого – сыграл уже опытный актер Кирилл Зайцев. 
«Когда мы начали вместе с Михаилом сочинять моего героя, я был настроен как раз не делать его мерзавцем, и, мне кажется, у нас получилось. Князья действительно не шли в жандармерию, это было ниже достоинства, но мы придумали, что Трубецкой – человек с блестящими мозгами, внешностью, он катается на коньках, читает стихи. Но он очень эмоциональный и совершает ошибки», – подчеркивает Зайцев.
Кроме того, в «Серебряных коньках» одну из своих последних ролей сыграл актер Сергей Колтаков, скончавшийся в начале сентября этого года. 
«Нам очень грустно, что мы не смогли показать ему картину. Он замечательно сделал эту роль, несмотря на то, что был болен», – отметил Михаил Локшин. 
Актер Федор Федотов вспоминает, что работа с Колтаковым была для него удивительной.
«Он совмещал в себе профессионализм и удивительный, искрометный юмор. Это было абсолютным актерским счастьем наблюдать, как живет артист в кадре, как он жив от первой до последней секунды на протяжении всего съемочного дня», – подчеркнул Федотов. 
Ежедневное фестивальное издание