При поддержке Министерства культуры Российской Федерации, правительства Москвы и департамента культуры города Москвы

Отчет по пресс-конференции о фильме «Мелодия струнного дерева»

4 октября 2020 года состоялась пресс-конференция по фильму «Мелодия струнного дерева» российского режиссера Ирины Евтеевой. Картина участвует в конкурсе 42-го Московского Международного кинофестиваля. В пресс-конференции приняли участие режиссер и сценарист Ирина Евтеева, продюсер и композитор Андрей Сигле, актер Владимир Кошевой.
«Мелодия струнного дерева» – фильм-дилогия о путешествиях Поэта Хлебникова и его Ка. По египетской мифологии, Ка — это жизненная сила, в облике человека, существующая отдельно от своего «господина». Бессмертный двойник, сопровождающий Поэта в его творениях и временах. С одной стороны, это история о том, как фараон Эхнатон передает главному герою, Поэту, свое Ка. С другой — история любви Лейли и Медлума, героев одноименной поэмы Хлебникова. Как восточная и западная звезды, они встречаются на небосклоне. Действие фильма происходят в Петрограде времен Первой мировой войны. Однако герои Хлебникова свободно перемещаются в различных пространствах и временах.
«Первую часть о Хлебникове мы начали в 2016 году, работа заняла два года. Сначала я снимаю заготовки с актерами. Так как денег выдают немного, получаются такие блиц-съемки. Хлебникова мы снимали пять рабочих дней, историю Лейли и Медлума – три. Дальнейшее время заняло уже непосредственно рисование», – рассказала Ирина Евтеева.
Она призналась, что обе части картины – разные. Одна – золотая – отчасти вдохновлена работами Параджанова. Вторая часть – «полупрозрачная». Интересно, что сценарий части про Хлебникова и Ка Евтеева закончила 10 марта 2015 года, а затем узнала, что так же 10 марта, только на 100 лет раньше, Хлебников написал свою повесть «Ка». 
Поэтом в фильме выступил актер Владимир Кошевой.
«Мы долго искали интонации – как меняется размер, ритм стиха внутри стихотворения. Нужно было найти правильный посыл, чтобы содержание держалось. Это кино, конечно, изобразительное. Существование в нем не банальное, поэтическое, зависящее от пластики, выражения тела, его языка. Мы старались, чтобы оно было ярким, конкретным, но в то же время нежным. Передать слово, не произнося его, – это, наверное, большой талант», – отметил Владимир Кошевой. 
За пластику фильма отвечал хореограф Владимир Аджамов, который в 2004 году исполнил главную роль в фильме Ирины Евтеевой «Демон», и с тех пор постоянно сотрудничает с ней. Другой постоянный партнер режиссера – продюсер Андрей Сигле. 
«Мы получали финансирование два года от министерства культуры – сначала 15 млн и затем столько же. На эти деньги мы сделали два короткометражных фильма, которые потом объединили в одно кино. Это не первый опыт: предыдущая картина также состояла из двух новелл. Но это не большая задумка, а производственная необходимость. Работа с Ириной Евтеевой – это один большой фильм, одна большая возможность окунаться в настоящее искусство, живопись. Я очень люблю Хлебникова, понимаю, что он далеко не понятый и не принятый у нас и во всем мире. Это человек, который прожил очень сложную и достаточно короткую жизнь. Он умер в 37 лет от истощения, жил в тяжелое время, его не поняли и не приняли современники, но он был человеком, который думал, как найти закон времени, как сделать счастливыми всех людей, несмотря на то, что сам голодал, нищенствовал и участвовал в боевых действиях», – отметил Андрей Сигле.
Ежедневное фестивальное издание