“SILVER GEORGE” FOR THE BEST ACTRESS

SAL-E DOVVOM-E DANEHKADEH-YE MAN
MY SECOND YEAR IN COLLEGE
director  Rasoul Sadrameli
Iran
2019
99’
 
There are two close friends, two university girls, going on an excursion to Isfahan. When one of them falls into a coma, for the other one, any confrontation turns to be a new challenge. Confrontations with her own mother, sister, and fiancé, her sleeping friend, her parents and her boyfriend and of course, the university officials…
 
Rasoul Sadrameli
Born in Isfahan in 1953, Rasoul Sadr-Ameli began his career as a journalist and then won the scholarship for studying sociology in France. He returned to Iran and produced Amir Ghavidel’s Rain of Blood in 1981. One year later, Sadr-Ameli directed his debut feature, The Release, which was followed by some of the box- office hits of the Iranian film industry – including The Chrysanthemums (an award-winning melodrama at Fajr and Pyongyang) and Paizan. His international breakthrough came with highly-acclaimed The Girl in the Sneakers (1999) and  I’m Taraneh, 15 (2002).  
 
 
A good student turns out to be a drug addict. After she has fallen into coma, her friend goes to a great length to keep her secrets from her family. This brings the friend close to the student’s secret lover. And although there’s not much chance she’ll ever recover, she stands in the way of the great love and should be taken care of…
 
This is what would happen in “My Second Year in College” had it been made in the West. Nothing of the kind can happen in Iranian cinema, so although Ava and Mahtab’s story slightly resembles this outline, it is essentially different. This is partially due to Muslim traditions which imply behavior, reactions and situations demure to the extent that might seem infantile to people unfamiliar with Islam. A good example of such chastity is the episode when Mahtab runs around car parking, taking selfie with a bus in the background  to convince her fiancé and parents she’s going to Tehran with other students, and not with a strange man in his car. 
 
But before rushing to conclusions, it’s worth mentioning that when fearful Mahtab finds herself in a totally new and quite scary situation, she displays incredible courage. The girl’s sour-faced fiancé, her family, teachers and college administration oppress her so much she has to retort, politely yet firmly, so as not to be crushed completely. When Mahtab remains in ancient Isfahan with her hospitalized friend, this very natural situation leads to eventual expulsion from college. Accusation of “disrespect to teacher” intricately acquires political motives, and Mahtab, to her immense surprise, learns she supposedly took her scarf off in a public place.
 
The two friends never took their scarves off and did nothing incriminating at all. During their excursion, Ava shares her problems with Mahtab: she’s in love with Ali, who hasn’t been returning her calls for months. As a result, she started taking illegal antidepressants. Improper use of the medicine causes coma, which brings out a police investigation. Interrogated in the atmosphere of ungrounded suspicions, Mahtab is forced to engage in double dealings indeed. She tries to pass Ali as her cousin and comes up with a risky plan to obtain Ava’s phone and delete images and messages that would compromise her (as her family was unaware of her romantic relationship). Lies grow like a snowball. The only person who Mahtab can confide in is Ava herself – strange as it may seem, considering Mahtab starts falling in love with Ali.
 
This evokes not only confusion but a much more complicated mix of feelings in the Muslim girl’s soul. It might even seem she’s the mastermind behind the whole story. The director brilliantly shows this by making a precious artistic device out of barely outlined story of love and betrayal (because going to the cinema with her romantic interest is as far as Mahtab can allow herself to go) and rigid ethics and aesthetics. The camera often closely follows Mahtab, all but pressing to her scarf – or taking long shots of her face, which remains unperturbed. Powerful passions in the film are shown by a carefully thought through play of nuances and undertones. There will be only one tear in this film – yet it will be crucial. 
 
Igor Savelev

ПРИЗ «СЕРЕБРЯНЫЙ ГЕОРГИЙ» ЗА ЛУЧШЕЕ ИСПОЛНЕНИЕ ЖЕНСКОЙ РОЛИ

МОЯ ЖИЗНЬ НА ВТОРОМ КУРСЕ
SAL-E DOVVOM-E DANEHKADEH-YE MAN
MY SECOND YEAR IN COLLEGE
режиссёр Расул Садрамели
Иран
2019
99’
Международная премьера
 
Две подруги-однокурсницы отправляются на экскурсию в Исфахан. После того, как с одной из них происходит несчастный случай и она впадает в кому, второй приходится пройти пройти все круги ада, общаясь со своими родственниками, с близкими подруги и, разумеется, с представителями университета...
 
Расул Садрамели
Родился в Исфахане в 1953 году. В возрасте 17 лет начал карьеру журналиста одной из центральных иранских газет. Изучал социологию в университете Монпелье во Франции. Профессиональную карьеру в кинематографе начал в 1981 году в качестве продюсера фильма «Кровавый дождь». В 1982 году дебютировал в режиссуре фильмом «Освобождение», за которым последовали кассовые хиты иранского проката и фестивальные призеры - «Хризантемы» (1985), «Осенью» (1987). За пределами Ирана его имя стало известно благодаря картинам «Девушка в кроссовках» (1999) и «Я - Таране, мне 15 лет» (2002).
 
 
Добропорядочная студентка оказывается наркоманкой. После того, как она впадает в кому, ее подруга идет на многообразный подлог, чтобы продолжить скрывать ее тайны от семьи. На этой почве подруга сближается с тайным возлюбленным пострадавшей. И, хотя выход из комы маловероятен, беспомощную девушку все равно лучше убрать с дороги, потому что она стала третьей лишней... 
 
Вероятно, примерно в такой логике развивалась бы история, рассказанная авторами «Моей жизни на втором курсе», в западном кино. В иранской традиции что-то подобное представить сложно, поэтому история Авы и Махтаб, двух тегеранских студенток, в чем-то и похожа на этот гротескный конспект – и в то же время разительно не похожа. Понятно, что общество требует большей целомудренности поведения, реакций, ситуаций: кто-то, далекий от исламской традиции, даже может назвать некоторые из них инфантильными. Например, когда Махтаб бегает по придорожной стоянке и делает селфи у автобусов, чтобы убедить своих родителей и жениха, что она возвращается в Тегеран с другими студентками, а не с чужим мужчиной в его авто. 
 
Но прежде чем делать скоропалительные выводы, вваливаясь со своим уставом в чужой монастырь, стоит обратить внимание, что робкой Махтаб (к тому же, в новой и пугающей ее ситуации) приходиться постоянно демонстрировать твердость. Пресловутый «жених», от одного только постного выражения лица которого – хоть вешайся, семья, учителя, дирекция колледжа – все поминутно давят на девушку, и если не ставить их на место (вежливо, но жестко) – ты быстро окажешься никем. Вполне естественная ситуация – Махтаб остается в древнем городе Исфахан, чтобы быть рядом с подругой в больнице, тогда как студенческая группа возвращается домой, – порождает «комсомольское собрание» и приводит к исключению из колледжа. Причем, к обвинению в «неуважении к учителю» вдруг искусно приплетается «политическая статья», и Махтаб с недоумением узнает, что она, оказывается, якобы снимала платок в публичном месте.
 
Платков героини не снимали, и вообще, все очень невинно: отправившись на экскурсию, Ава делится с подругой переживаниями – ее возлюбленный, Али, несколько месяцев не отвечает на звонки. На этой почве Ава подсела на запрещенные антидепрессанты, из-за неправильного приема которых и впала в кому, что порождает целое полицейское расследование. Давая показания и почему-то окруженная подозрениями, Махтаб вынуждена на самом деле начать двойную игру. Приехавшего Али она выдает за своего двоюродного брата, а чтобы заполучить телефон Авы и удалить из него компрометирующие фотографии и переписку (семья пациентки не в курсе, что у нее были какие-то отношения), Махтаб проворачивает целую операцию. Ложь растет, как снежный ком. Единственная, с кем Махтаб может делиться переживаниями – сама Ава, не реагирующая на внешний мир. Парадоксально, учитывая, что переживания любовные: на фоне «шпионских игр» Махтаб начинает влюбляться в Али.
 
То, что, казалось бы, должно вызвать смятение в душе скромной мусульманской девушки, на самом деле порождает более сложную гамму чувств. Иногда даже кажется, что она сама все это подстроила. Показано это замечательно, потому что именно ограничения вдруг становятся для режиссера ценным ресурсом. Ограничения – это и скупость сюжета любви и предательства (потому что максимум, что может позволить себе Махтаб – это поход с человеком, в которого она тайно влюблена, в кино), и жесткость этических и эстетических правил. Очень часто камера следует за Матхаб, буквально упираясь ей в затылок, то есть, в платок, или, наоборот, подолгу всматриваясь ей в лицо – но страсти не отражаются даже в нем. Фильм строится на том, что сильнейшие эмоции сведены к игре полутонов, полутеней. В этом фильме выкатится только одна слеза – но она будет иметь решающее значение.
 
Игорь Савельев