ПРИЗ «СЕРЕБРЯНЫЙ ГЕОРГИЙ» ЗА ЛУЧШИЙ ФИЛЬМ ДОКУМЕНТАЛЬНОГО КОНКУРСА

ПОТОМУ ЧТО МЫ МУЖИКИ
MEN’S ROOM
FOR VI ER GUTTA
 
режиссеры Петтер Соммер, Ю Вемунд Свендсcен
Норвегия
2018
90`
 
Каждый вторник двадцать пять мужчин средних лет собираются, чтобы выпить пива, посмеяться над глупыми шутками и спеть любимые рок-хиты. Наконец сбывается их мечта: они будут выступать на разогреве у «Black Sabbath»! Но когда один из участников хора признается, что тяжело болен, лето превращается в гонку со временем…
 
Петтер СОММЕР (р. 1975) Звукорежиссер, саунд-дизайнер и журналист. Режиссер документальных телефильмов «When Dad Kills» (2013) и «Operation Conspiracy» (2014), завоевавших национальную премию «Gullruten». «Men’s Room» – его первый полнометражный фильм.
Ю ВЕМУНД СВЕНДССЕН (р. 1988) Тележурналист и исследователь, с 2016 г. также занимается документальным кино. Его проект «A Little Island in the World» получил национальную премию как лучшая новостная программа 2012 г. «Men’s Room» – его первый полнометражный фильм.
 
 
Фильм с подчеркнуто маскулинным названием на самом деле рассказывает о людях ранимых и трогательных. В центре сюжета – хор из двадцати пяти человек. Ребята со свинцовой серьезностью на лице и завидным отношением к делу, как какие-нибудь N’Sync в лучшие годы, вытягивают тонкими голосами: «I am an asshole!». Или еще более насущное: «Почему мне так больно, когда я писаю?». Отдельное место занимает поиск нужной тональности для той или иной партии. Может быть, вот эту строчку про туалет пропоем чуть выше? Да, конечно, отличная идея.
 
Мужчин ждет серьезное испытание. Им доверили выступление на разогреве перед концертом легендарной группы Black Sabbath. Вдумайтесь только – сам Оззи Осборн будет делить с ними одну сцену. «Ну, к Оззи нам подобраться не дадут, конечно», — грустит один из хористов. «А мы скажем, что у одного из нас день рождения», — тут же находится другой. Кажется, перед нами гимн гедонизму. Милая документальная комедия. Оптимизм, доброта, умение идти по жизни смеясь – все при них. Проблемы начинаются тогда, когда выясняется, что руководитель хора Ивар тяжело болен. «Доктор сказал, что мне осталось два-три месяца. Это было два месяца назад». Так в фильме вместе с беззаботным весельем на равных правах появятся скрупулезные подробности медленного угасания.
 
Философия Ивара – нести миру радость. Не просто передать хористам свое мастерство, но и привить им такое отношение к жизни, которое позволит не терять присутствия духа и чувства юмора даже на похоронах. «А первым из них всех это ждет меня». Надо ли говорить, что Ивар не намерен сдаваться. Он не собирается покидать свой хор раньше, чем тот выйдет на главный в своей жизни концерт. Но в этой гонке с собственной смертью ему нужна помощь своих товарищей. Тех самых мужиков. Никто из них не думал, что перед концертом придется выгулять единственный парадный костюм на похоронах любимого друга. Никто из нас не может быть уверен в завтрашнем дне. Но одно можно сказать точно: когда эти мужики выйдут на сцену, никакое горе не помешает им привести толпу в восторг.
 
Никита Карцев