SPECIAL JURY PRIZE “SILVER GEORGE”

HǍIYÁNG DÒNGWÙ
IN SEARCH OF ECHO
director Zhang Chi
China
2019
112’
 
Mr. Zhu has reached a point in his career where he is left with only a few acting offers on the table, so he hops on a ferry in search of his wife, on the island where they first met. It is low season on the island, with few visitors in plain sight. Yet Zhu continues to actively photograph everything on the island. He encounters various islanders, gets familiar with a hotel owner, becomes attracted to a primary school teacher, and engages in romance with the manager of a local dance club. While he begins a fascinating journey, his wife is still nowhere to be found…
 
Zhang Chi
He has directed several short films. Zhang Chi also worked as production designer and editor for films and designed for theatre production. In Search of Echo is his first feature.
 
Breakwaters are reinforced with concrete blocks of four traditional shapes: a tetrapod, which consists of four conic bars, a dipod, which consists of two trapezoidal cross-sectioned surfaces, and so on. A diligent viewer can find this information on Google would they be overcome with the desire to make sure that blocks piled around the island in the film “In Search of Echo” can indeed have such intricate shapes and are not a figment of the director’s and designer’s imagination. Weird words for shapes and mind-blowing descriptions are what best renders the atmosphere in Zhang Chi’s movie
 
This is a peculiar movie, not even in terms of plot (which gradually reveals two parallel universes of Zhu the maniac and Zhu the actor who discusses the role of a maniac), but mostly in terms of visuals. Its novelty in optics can be called the movie’s most important discovery. This doesn’t mean that Zhang Chi and his crew suggest any unexpected decisions, rather that the film is strewn with the delight of a man (or even a child) who has for the first time discovered optic effects, albeit of the simplest kind. The boy who lives on the island looks at the world through a bottle half-filled with water. Zhu, who comes to the island in search of his missing wife, films everything, including himself, with an old-school camera. Left on the table, the vintage device rattles quietly. At times a pool of blood slowly and languidly approaches it, but usually Zhu carefully and even squeamishly cleans it with wet wipes. Distorted images are created by multiple glasses, mirrors, glass doors, aquariums, and neon lights.
 
Omnipresent water at some point becomes more important than confessions of women Zhu meets on the desolate island. Weaving together, their words create the notion that there’s someone missing in everyone’s life. This becomes a metaphor of life as constant longing and waiting for a ship coming out of mist or a person coming out of rain. Indeed, it rains, windows break open, salty splashes cover everyone, water patters on the bowls as the roofs are full of holes and leak. Two elements penetrate each other to the extent that it seems a fish will soon swim across the room. It does not, but people do use fish as weapons – and share a cigarette with a crab. Two other elements – real world and illusions of film – also intertwine and mix, as Zhu introduces himself to the islanders as an actor, and before dealing with a comic inn owner, pesters her with questions which of the four murders he committed in a (fictional) TV show she likes best.
 
Before directing a movie, Zhang Chi worked in cinema as a set designer and editor, so it comes as no surprise that visual diversity of cinema becomes a cult for him. What does come as a surprise is that verbal component of the movie is equally diverse: we see quotes from Tennessee Williams, allusions to Mao Zedung’s Red Guards in “guards” walking along the shore, the topic of Buddha’s head and postmodernist collision of realities. But the director isn’t afraid of complicating things, with a true jeweler’s certainty believing that the more edges a crystal has, the brighter will be the sun beam as it goes through.
 
Igor Savelev

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПРИЗ ЖЮРИ «СЕРЕБРЯНЫЙ ГЕОРГИЙ»

ЖИЗНЬ МОРСКИХ ОБИТАТЕЛЕЙ
HǍIYÁNG DÒNGWÙ
IN SEARCH OF ECHO
Режиссер: Чжан Чи
Китай
2019
112’
Мировая премьера
 
 
Земную жизнь дойдя до половины, господин Цзу бросает все дела, садится на паром и отправляется на поиски пропавшей жены на остров, где они когда-то познакомились. На острове мертвый сезон и почти нет туристов. Цзу целыми днями гуляет, фотографируя все, что встречается ему на пути. Он знакомится с хозяйкой отеля, флиртует со школьной учительницей и заводит роман с управляющей танцевального клуба. Куда пропала госпожа Цзу, по-прежнему остается загадкой... 
 
Чжан Чи
Работал театральным художником, начинал карьеру в кино с позиции художника-постановщика и монтажера. Автор нескольких короткометражных фильмов. «Морские животные» - его полнометражный режиссерский дебют.
 
Sales: Midnight Blur Films
www.midnightblurfilms.com
 
Волнорезы усиливаются бетонными блоками, которые бывают четырех форм. Тетрапод представляет собой четыре конусообразных луча. Дипод состоит из двух плоскостей трапецеидального сечения... И так далее; зритель почерпнет эту ценную информацию из гугла, если решит проверить, действительно ли блоки, сваленные вокруг острова в «Жизни морских обитателей», бывают таких безумных форм (об их невообразимом количестве и говорить нечего), или же это фантазия режиссера и художника-постановщика. Непонятные слова, фигуры, описание которых парализует воображение: да, все это как нельзя лучше передает настроение фильма Чжана Чи.
 
Это причудливое произведение, не столько даже «сюжетно» (хотя постепенно оно разрастается до двух параллельных вселенных – Цзу-маньяка и Цзу-актера и вообще креатора, обсуждающего роль маньяка), сколько оптически. Собственно, его оптическую новизну и можно назвать самым ценным открытием в фильме. «Новизну» и «открытие» не в том смысле, что Чжан Чи и его оператор и художник предлагают совсем уж неожиданные решения, а в том, что фильм пронизан восторгом человека (скорее уж – ребенка), впервые открывшего для себя оптические эффекты, пусть и простые. Так мальчик, житель острова, смотрит на мир через бутылку, наполовину наполненную водой. Так Цзу, приехавший на остров в поисках пропавшей жены, снимает все – и себя – с помощью олдскульной кинокамеры. Раритетный аппарат тихонечко стрекочет, в очередной раз оставленный где-нибудь на столе (иногда к нему медленно, тягуче подползает лужа крови, но в остальное время Цзу тщательно и даже брезгливо протирает камеру влажными салфетками). За изменение оптики отвечают здесь многочисленные аквариумы, стаканы, зеркала, стеклянные двери и неоновые огни.
 
То, что «повсюду вода», в какой-то момент становится важнее исповедей, которыми делятся с Цзу встреченные на пустынном острове женщины, – а общий смысл слов выпрядается из того, что у каждого кто-то пропал, и это разрастается до метафоры жизни как вечного терзания и ожидания, что вот-вот из тумана покажется корабль или из дождя выйдет человек. Льет дождь, распахиваются окна, всех обдает солеными брызгами, в тазы барабанит, потому что крыши дырявые и текут. Взаимное проникновение двух сред достигает того, что, кажется, вот-вот рыба проплывет по комнате (кстати, и люди тут дерутся с помощью рыб, а с крабом делятся сигаретой). Точно так же к критической черте, за которой уже слияние, подступают две другие среды – реалистичный мир и иллюзорность кинопленки. Логично, что Цзу представляется островитянам киноактером, а прежде чем подступиться к комичной хозяйке гостиницы, грозно выспрашивает у нее, какое из четырех убийств, совершенных им в некоем (выдуманном?) телесериале, понравилось ей больше.
 
Прежде чем самому снять фильм, Чжан Чи работал в кинематографе художником-постановщиком и режиссером монтажа, так что не удивительно, что визуальное многообразие, которое способно дать кино, возводится им в культ. Удивительно, скорее, то, что от него стремится не отстать многообразие вербальное: с цитатами из Теннесси Уильямса, темой головы Будды, аллюзией на хунвейбинов в бродящих по берегу «стражниках» и постмодернистской сшибкой вариантов реальности. Но режиссер не боится усложнять, исходя, видимо, из логики ювелира (продолжим тему прозрачных сред): чем больше граней у кристалла, тем ярче окажется луч, проходящий через него.
 
Игорь Савельев