СВОБОДНАЯ МЫСЛЬ

C нашим фестивалем часто получается, что многих лауреатов мы угадываем наперед. Не исключение и год нынешний: лауреата главной испанской кинопремии «Гойя» зрители ММКФ посмотрели еще в прошлом году – ее получил фильм «Молчание других» Роберта Бахара и Альмудены Карраседо. Аналогично с главной франкоязычной кинопремией: «Сезара» в этом году вручили ленте «Ни судья, ни подсудимая», показанной на ММКФ год назад, так что в этом году московские зрители увидят ее главного конкурента в борьбе за «Сезара», фильм крупнейшего французского документалиста Никола Филибера «Каждую секунду» (De chaque instant) – увлекательная, полная неожиданных открытий лента о школе медицинских сестер – и братьев.
 
Естественно, мы покажем фильм двух классиков - Вернера Херцога и Андре Сингера «Встреча с Горбачевым». Он открывал фестиваль в Лейпциге и стал одним из главных событий фестиваля в Торонто. Московские зрители наконец-то познакомятся с творчеством другого классика мировой документалистики, индийца Ананда Патвардхана – поразительно, но вроде бы его картины до сих пор у нас не шли, зато теперь мы покажем его последнюю работу «Разум»– это снова уровень его лучших старых картин, таких как «Памяти друзей» или «Во имя бога». «Разум» - это масштабная фреска, которая идет почти четыре часа, фильм победил в Амстердаме на одном из главных документальных фестивалей ИДФА.
 
Многие в свое время запомнили сатирическую документальную комедию-провокацию Мадса Брюггера «Посол» - она была в программе «Свободной мысли» в 2011 году и прошла тогда «на ура». Последние шесть лет Брюггер работал над расследованием одного из самых нашумевших преступлений ХХ века, гибели в 1961 году в Конго Генерального секретаря ООН Дага Хаммаршельда, которая оставалась загадкой почти шесть десятилетий. В фильме «Безнадежное дело Хаммаршельда» ему удается эту тайну распутать, во всяком случае выводы, к которым он приходит, выглядят вполне доказательно. А виртуозная режиссура принесла Брюггеру приз Санданса.
 
Мы не могли пропустить и еще одного триумфатора Санданса, македонскую картину «Земля меда». Тамара Котевская и Любомир Стефанов получили за нее чуть ли не все призы международного конкурса – и Гран-при, и Спецприз жюри, и приз за лучшую операторскую работу.
 
Минувший год был отмечен подъемом скандинавской документалистики –  мы, естественно, не прошли мимо, чему свидетельством и шведский «Плот», и датские «Ложные признания», и несколько скандинавских картин в документальном конкурсе.
 
Наверняка вызовут интерес и споры и обе израильские картины – «Адвокат» и «Дикие», и американские – номинант на «Оскар» «РБГ», и сделанные в лучших традициях «прямого кино» «Хроники ртути». Нужно отметить еще и китайскую «Страну одного ребенка», и австралийский «Остров голодных духов», и афганского «Полночного путника». 
 
Наконец, мы организуем несколько спецпоказов документальных фильмов – и среди них, помимо «Женщин ГУЛАГа» и новой работы Сергея Ястржембского, будет наконец-то представлен нашей кинообщественности проект Николая Изволова, который несколько лет посвятил восстановлению первой полнометражной картины Дзиги Вертова «Годовщина революции»; от нее, как известно, сохранилось всего 12 минут – из двух часов. Это – событие, важность которого трудно переоценить, поскольку оно выводит нашу страну в основное русло мирового фестивального движения и по этому направлению, такому востребованному сегодня.
 
Григорий Либергал