СОРОК ПЕРВЫЙ

Нынешний Московский МКФ проходит в период глубинных мутаций как в киноиндустрии, так и в фестивальном мире. Пришествие международного стриминга (в первую очередь активность компаний NETFLIX и AMAZON), ломающего фундаментальные для фестивалей  так называемого класса «А», к которому принадлежит и ММКФ, представления о премьерности, сталкивается с особенностями законодательства о кино и фестивалях как в отдельных странах, так и в Европейском Союзе в целом. Для нас определенные трудности создало изменение дат проведения фестиваля, которое не по нашей вине было поздно согласовано ФИАПФ – Международной федерацией ассоциаций кинопродюсеров, регулирующей взаимодействие фестивалей с правообладателями.
 
При формировании программы важно и другое: смена поколений в кино, мутация вкусов критиков и разных групп зрителей и глобальные и локальные изменения культурного, экономического, технологического и художественного контекста, чему мы нередко не уделяли достаточного внимания. Поэтому в нынешней программе появились новые (или хорошо забытые старые) элементы, которые, надеюсь, обострят полемику как внутри, так и вокруг фестиваля.
 
В конкурсе и внеконкурсных программах мы стремились отталкиваться в первую очередь от текущего кинопроцесса, далекого от однородности киноискусства классических периодов. В стихии артхауса появятся и премьеры грядущих коммерческих хитов. Международные и российские премьеры, помимо конкурса, составят программу Спектр. Старение населения земного шара и соответственно киногероев, особенно в странах Востока, найдет отражение в возрождении программы «Третий возраст». 
 
С некоторым опозданием мы реагируем на растущее значение телевизионных сериалов в отечественной и мировой культуре. Программа «Первая серия» вводит в фестивальный оборот презентацию новейших сериалов из России и других стран.
 
Деловая площадка кинофестиваля, помимо российской повестки, включает в себя презентацию проектов наших финских и турецких коллег, а также питчинг дебютных картин. В наших ближайших планах - придание ей подлинно международного масштаба, невзирая на размножение разного рода санкций и прочих препятствий.
 
Наряду с нововведениями, которые многим покажутся спорными, зрители найдут в репертуаре и традиционные программы, которым, хотелось бы надеяться, удается избежать опасностей застоя и стагнации. От «Восьми с половиной фильмов» и «Эйфории» до «Русского следа» закладывается фундамент стабильности ММКФ накануне грядущих катаклизмов в кинопроцессе в целом. 
 
Кирилл Разлогов
Программный директор фестиваля