XX ВЕК ВЕНГЕРСКОГО КИНО

Венгерский национальный киноархив проводит активную работу по реставрации фильмов прошлых лет, возрождая их к новой жизни, знакомя с ними новые поколения зрителей. К 100-летию со дня рождения классика венгерского кинематографа Золтана Фабри, которое отмечалось в 2017 году, были восстановлены все его картины, многие из них включают сегодня в свои программы крупнейшие кинофестивали мира.
 
Оцифрованы и отреставрированы все венгерские фильмы выдающегося режиссера современности, недавно отметившего свое 80-летие, Иштвана Сабо. 
 
На волне успеха фильма Ильдико Эньеди "О теле и душе" (главный приз прошлогоднего Берлинского МКФ) поднялась новая волна интереса к дебютной ленте Эньеди "Мой XX век", которая в 1989 году завоевала Золотую камеру Каннского фестиваля и принесла ей мировую известность. "Мой XX век" также восстановлен Венгерским национальным архивом.  
 
В ближайших планах киноархива  - обновление наиболее значительных работ  Кароя Макка, Шандора Шара, Бела Тарра, Марты Месарош, Золтана Хусарика и многих других.
 
Московский международный кинофестиваль совместно с Венгерским национальным киноархивом представляет в этом году программу "воскрешенных" шедевров венгерской классики. Ретроспектива охватывает огромный период истории венгерского кино, почти весь XX век. Некоторые из картин этой программы малоизвестны, а иные совсем не известны нашим зрителям.
 
Среди них - уникальная, недавно обнаруженная лента 1915 года "Нежеланная"  (The Udesirable/A tolonc) режиссера Михая Кертеса Каминера, который больше известен под именем Майкл Кёртис. Родившийся в Будапеште и снявший в 1912 году первый в истории кино фильм на венгерском языке, он в 1926 году перебрался в Голливуд, где его ждала блестящая карьера. Скромную мелодраму "Нежеланная", основанную на национальном материале, любопытно сравнить с будущими знаменитыми постановками режиссера - легендарной, увенчанной тремя "Оскарами", "Касабланкой", приключенческими лентами с Эрролом Флинном.
 
Московским зрителям предстоит также знакомство с одним из самых первых звуковых и одним из до сих пор самых любимых зрителями фильмов в истории венгерского кино. Это комедия положений "Лакей Ипполит", которую в 1931 году поставил Иштван Секей (впоследствии также эмигрировавший в Штаты и известный в Голливуде под именем Стив Секели). В 2000 году "Лакей Ипполит" был включен венгерскими критиками в список 12-ти лучших фильмов национального кинематографа за все время его существования.  
 
Фильм Гезы фон Радваньи "Где-то в Европе", поставленный им по сценарию драматурга и поэта Белы Балажа в 1947 году и рассказывающий о том, как выживают венгерские "гавроши" в тяжелые последние дни Второй мировой войны, смотрится так свежо и современно, будто он сделан сегодня. Именно этот фильм считается ключевым, главным фильмом этого периода, началом всего послевоенного кино Венгрии. 
 
Легендарной паре - Владимир Высоцкий и Марина Влади - появиться вместе на экране довелось лишь один раз - в фильме Марты Месарош "Их двое" (1977). Эта картина усилиями венгерских архивистов также возрождается к новой жизни.
 
"Мой XX век" Ильдико Эньеди, о котором уже шла речь (фильм также включен венгерскими критиками в 2000-м году в список 12-ти лучших национальных фильмов), сегодня, в конце второго десятилетия 21-го века, расскажет о том, как начинался век 20-й. И как начиналось кино. 
 
Программа отреставрированной венгерской классики откроется фильмом "Пора мечтаний" (1964). Свой дебютный фильм, сделанный в духе французской "новой волны", представит сам автор - Иштван Сабо.
 
Евгения Тирдатова