МИШЕЛЬ ДЕВИЛЬ. ДОСЬЕ МАСТЕРА

Давным-давно, еще учась во ВГИКе, я прочитал в одной статье, что актеры приходили на съемки фильмов Мишеля Девиля «как на отдых». После депрессивных сюжетов, интеллектуальных ребусов, сюрреалистических притч, капризных авторских опусов было «так просто» окунуться в стихию житейских, преимущественно любовных драм, которые были приправлены все более откровенными от года к году, эротическими сценами. Глядя на послужной список таких мастеров французской артистической школы как Жан-Луи Трентиньян, Анна Карина, Пьер Клементи, Роми Шнайдер, Мишель Морган, Мишель Пикколи, Катрин Денев, ты понимаешь, что имел в виду тот самый автор. Время, выстроив по ранжиру в исторической перспективе действительно выдающихся режиссеров той эпохи, увы, порой забывает этого виртуозного мастера, который ничуть не в меньшей степени является знаком кино тех лет, в котором задавали тон Годар, Шаброль, Малль, Ромер, Риветт. И может быть именно сейчас осознаешь значение многих его картин, которые в свое время считались простовато-легкомысленными. Легкомысленными – возможно, простоватыми – ни в коем случае. Девиль  был гораздо более искусен, чем производители потока коммерческой продукции, которые упрощали классические жанры в угоду запросам публики, намеренно  занижая эстетические критерии. Девиль проделывал обратное: с виду весьма неприхотливо-галантные сюжеты он препарировал взглядом изощренного интеллектуала, давая понять, что знает о своих героев гораздо больше, чем они могут подозревать. И делал это порой с изощренным мастерством, доводя до совершенства свой стиль, используя замысловатые операторские приемы, которым могут позавидовать любые мастера современности – от Эрика Готье до Робби Мюллера. А однажды его страсть экспериментировать в самых неожиданных направлениях  привела к созданию истинного шедевра – фильма «Досье 51», который с изумлением открывает для себя новое поколение зрителей. Ограничимся цитатами из IMDB, приводящими восторженные отклики нынешних зрителей давнишней ленты Девиля. И а заодно пересмотрим его другие картины, в которых царят «все свойства страсти», запечатленные выдающимся мастером кино.
 
Петр Шепотинник
 
P.S.
 
"Мой любимый фильм на все времена. Я смотрел его один раз,  в 1978-м, когда начался прокат, и с тех пор больше не пересматривал. Но он не выходит у меня из головы". 
 
"В этом фильме впервые опробованы приемы и методы - псевдодокументалистика, субъективная камера , беспощадный натурализм - которые позднее были переняты режиссерами триллеров во всем мире. Если вам представится шанс посмотреть этот неизвестный шедевр, не упустите его".  
 
"Я видел этот фильм в своем университетском городке в конце 70-х, когда он только вышел. Для своего времени он был настоящей вехой в методах и приемах киноискусства: он целиком снят субъективной камерой, глазами персонажей. (Образчик того, как этот метод потерпел неудачу, смотрите "Леди в озере" - экранизацию романа Рэймонда Чандлера, которая была снята в 1946 году). Я был очарован этим фильмом - не только его технической дерзостью, но также гнетущей интонацией и интригующим сюжетом". 
 
"Безусловно, один из лучших виденных мной кинодетективов. Сюжет развивается в правильном темпе, чтобы зрители смотрели на экран, не отрываясь. Актеры буквально на все роли подобраны тютелька в тютельку. А кульминация - это же просто вишенка на торте, большего нельзя было и желать. В целом фильм Мишеля Девиля просто бесподобен".