MICHEL DEVILLE. MASTER’S DOSSIER

A long time ago when I was a student at VGIK, I remember reading somewhere that on the set of Michel Deville’s movies actors felt as if they were having a rest. After all the depressing plots, intellectual puzzles, surrealist parables and whimsical author’s creations it was “so simple” to delve into everyday-life melodrama and love stories spiced with more and more  daring erotic scenes. When you take a look at the career record of such masters of French acting school as Jean-Louis Trintignant, Anna Karina, Pierre Clémenti, Catherine Deneuve, Romy Schneider, Michèle Morgan, Michel Piccoli you’ll understand what that very critic had in mind. Time has ranked the outstanding directors of the epoch, but this virtuoso filmmaker is often overlooked, though he is as much a sign of the cinematic epoch as Godard, Chabrol, Malle, Rohmer, Rivette. Perhaps it is now that we can grasp the significance of his movies which were considered somewhat simplistic and lighthearted at the time. They might be lighthearted but never simplistic. Deville was a much more skilled master than the makers of mainstream commercial movies, who simplified classical genres to suit the tastes of the audience, intentionally lowered the aesthetic criteria. Deville did the opposite. He subjected the seemingly unpretentious entertaining plots to an intellectual analysis, hinting that he knew much more about his characters than they themselves. He accomplished it with exquisite mastery using elaborate camerawork which can be an object of envy for such modern experts as Eric Gautier and Robby Müller. Once his passion for all sorts of experiments brought about the birth of a true masterpiece - “Dossier 51”, which is rediscovered by the new generation of cinemagoers to their utter amazement. We’ll just specify some quotations from IMDB with enraptured reviews of Deville’s old masterpiece by present-day viewers. And along the way we’ll take another look at his other films, filled with “all varieties of passion” recorded by an outstanding film master.
 
Pyotr Shepotinnik
 
P.S.
 
«My favorite movie of all time. I've seen it once, when it came out in 1978, and I've never seen it since. But I can't stop thinking about it.»
 
«This movie pioneers techniques - the pseudo-documentary, the POV camera, the relentless naturalism - that have since been adopted by thriller directors around the world. If you have a chance to see this undiscovered gem, don't pass it up.»
 
«I saw this film on my university campus when it came out in the late 70s. For the time, it was a technical landmark, entirely shot from a subjective camera POV (For an example of a failure of this technique, see the 1946 adaptation of Raymond Chandler's Lady In The Lake). I loved the film, not just for its technical bravura, but for its disturbing tone and intriguing narrative.»
 
«Easily, one of the better crime stories I've watched. The plot moves forward at a decent pace, decent enough to get one glued to their seats. Every single casting did justice to their role. And the climax is just icing on the top, you couldn't have asked for more. On the whole, a superb movie from Michel Deville.»

МИШЕЛЬ ДЕВИЛЬ. ДОСЬЕ МАСТЕРА

Давным-давно, еще учась во ВГИКе, я прочитал в одной статье, что актеры приходили на съемки фильмов Мишеля Девиля «как на отдых». После депрессивных сюжетов, интеллектуальных ребусов, сюрреалистических притч, капризных авторских опусов было «так просто» окунуться в стихию житейских, преимущественно любовных драм, которые были приправлены все более откровенными от года к году, эротическими сценами. Глядя на послужной список таких мастеров французской артистической школы как Жан-Луи Трентиньян, Анна Карина, Пьер Клементи, Роми Шнайдер, Мишель Морган, Мишель Пикколи, Катрин Денев, ты понимаешь, что имел в виду тот самый автор. Время, выстроив по ранжиру в исторической перспективе действительно выдающихся режиссеров той эпохи, увы, порой забывает этого виртуозного мастера, который ничуть не в меньшей степени является знаком кино тех лет, в котором задавали тон Годар, Шаброль, Малль, Ромер, Риветт. И может быть именно сейчас осознаешь значение многих его картин, которые в свое время считались простовато-легкомысленными. Легкомысленными – возможно, простоватыми – ни в коем случае. Девиль  был гораздо более искусен, чем производители потока коммерческой продукции, которые упрощали классические жанры в угоду запросам публики, намеренно  занижая эстетические критерии. Девиль проделывал обратное: с виду весьма неприхотливо-галантные сюжеты он препарировал взглядом изощренного интеллектуала, давая понять, что знает о своих героев гораздо больше, чем они могут подозревать. И делал это порой с изощренным мастерством, доводя до совершенства свой стиль, используя замысловатые операторские приемы, которым могут позавидовать любые мастера современности – от Эрика Готье до Робби Мюллера. А однажды его страсть экспериментировать в самых неожиданных направлениях  привела к созданию истинного шедевра – фильма «Досье 51», который с изумлением открывает для себя новое поколение зрителей. Ограничимся цитатами из IMDB, приводящими восторженные отклики нынешних зрителей давнишней ленты Девиля. И а заодно пересмотрим его другие картины, в которых царят «все свойства страсти», запечатленные выдающимся мастером кино.
 
Петр Шепотинник
 
P.S.
 
"Мой любимый фильм на все времена. Я смотрел его один раз,  в 1978-м, когда начался прокат, и с тех пор больше не пересматривал. Но он не выходит у меня из головы". 
 
"В этом фильме впервые опробованы приемы и методы - псевдодокументалистика, субъективная камера , беспощадный натурализм - которые позднее были переняты режиссерами триллеров во всем мире. Если вам представится шанс посмотреть этот неизвестный шедевр, не упустите его".  
 
"Я видел этот фильм в своем университетском городке в конце 70-х, когда он только вышел. Для своего времени он был настоящей вехой в методах и приемах киноискусства: он целиком снят субъективной камерой, глазами персонажей. (Образчик того, как этот метод потерпел неудачу, смотрите "Леди в озере" - экранизацию романа Рэймонда Чандлера, которая была снята в 1946 году). Я был очарован этим фильмом - не только его технической дерзостью, но также гнетущей интонацией и интригующим сюжетом". 
 
"Безусловно, один из лучших виденных мной кинодетективов. Сюжет развивается в правильном темпе, чтобы зрители смотрели на экран, не отрываясь. Актеры буквально на все роли подобраны тютелька в тютельку. А кульминация - это же просто вишенка на торте, большего нельзя было и желать. В целом фильм Мишеля Девиля просто бесподобен".