«СВИНЦОВЫЕ ВРЕМЕНА» ИТАЛЬЯНСКОГО КИНО

Итальянское кино 60-х - 70-х – это не только визуальные фейерверки Феллини, утонченные психологические драмы Антониони, мифологические хроники Пазолини, неоклассические фрески Висконти. Это еще и редкие по уровню гражданского пафоса картины, которые принято называть «политическим кино». А можно иначе: кино «свинцовых времен». Формально датой начала этого «свинцового периода» можно считать 1968-й год, когда страну захлестнула волна студенческих волнений, терактов, политических убийств. Как писал кинокритик Данила Кузнецов, «Коммунисты слева, а неофашисты справа пытались весьма радикальными и кровавыми способами изменить существующую политическую систему. Правящая Христианско-демократическая партия пошла на союз с мафией, чтобы вести борьбу против коммунистов — в Италии была самая массовая и активная компартия Западной Европы, куда входило, в частности, множество режиссеров. Естественно, в такой сложной ситуации кинематографисты молчать не могли. Так возник феномен политического кино Италии» . Но рамки этого чрезвычайно влиятельного направления гораздо шире – как политические, так и хронологические. Безусловной первой ласточкой этого направления стал фильм «Руки над городом»(1963), Франческо Рози, который позже снял несколько блестящих фильмов, имеющих далеко не только общественно-политическую ценность : «Дело Маттеи», «Счастливчик Лючано», «Сиятельные трупы». Да и его знаменитый «Сальваторе Джулиано», рассказывающих о борьбе с мафией на примере итальянской истории конца 40-х, прекрасно вписывается в этот ряд картин, в котором главным триггером сюжета является бесстрашный поиск правды. Чрезвычайно интересно нынешнему поколению зрителю заново оценить хорошо знакомые зрителям старшего поколения (хотя и нещадно цензурованные в советском прокате) ленты Дамиано Дамиани, который получил на Московском международном кинофестивале 1971 года Главный приз за фильм «Признание комиссара полиции прокурору республики», а позже снискал огромную популярность многосерийным сериалом «Спрут». Мы решили обратиться к этому периоду прежде всего потому, что создатели этих бескомпромиссных картин до сих пор, во-первых, являют нам убедительный пример, как средствами кино можно противостоять государственной коррупции, а -во-вторых, как реальные драматические перипетии жизни могут переплавляться в блестящие образцы сценарного и режиссерского мастерства. Эти ленты было высоко оценены жюри Каннского, Венецианского, Московского кинофестивалей и даже Американской киноакадемией(«Следствие по делу гражданина вне всяких подозрений» Элио Петри) .И совсем не случайно в этих фильмах Франческо Рози, Дамиани Дамиани, Элио Петри, Лины Вертмюллер едва ли не самые заметные роли сыграли знаменитые Джан Мария Волонте, Франко Неро, Марио Адорф, Мартин Болсам, Риккардо Куччола, Джанкарло Джаннини, Марианджела Мелато, Клаудиа Кардинале, Флоринда Болкан и многие другие.