Отчет по пресс-конференции о фильме «Тренинг личностного роста»

Каждый из героев фильма «Импровизаторы» символизирует определенную форму выражения любви
 
19 апреля 2019 года состоялась пресс-конференция по казахстанскому фильму «Тренинг личностного роста». Картина участвует в конкурсе 41-го Московского Международного кинофестиваля. В пресс-конференции принял участие режиссер картины Фархат Шарипов.
 
По сюжету фильма обычный банковский клерк Канат переживает кризис среднего возраста. К сорока годам он перестал мечтать и не видит особого смысла в жизни. Но все диаметрально меняется с появлением успешного Даника.
 
«У нас была задача начать историю персонажа с того момента, когда он абсолютно потерян, и в фильме он несколько раз говорит о том, что заблудился, потерялся, и он не видит себя – поэтому и зеркало у него запотевшее. Когда мы определяли его возраст как человека за 40, то драматургия картины вошла в нужное русло», – рассказал Шарипов. 
 
Главную роль исполнил Дулыга Акмолда, которого Шарипов считает «одним из лучших казахстанских актеров». В дуэте с ним на экране выступает Ержан Тусупов.
 
«С Ержаном они, кстати, связаны каким-то родством, а еще вместе играли на сцене одного театра. Их тандем, творческий союз, довольно крепкий, они очень хорошо чувствуют друг друга и, наверное, из-за этого всё и сложилось в фильме», – подчеркнул режиссер.
 
Он также уточнил, что, когда только начал репетиции с артистами, понял, что резать сцены с их участием будет крайне сложно. 
 
«Поэтому мы старались как можно длиннее держать кадр, соответственно вся композиция подстраивалась под это, мы должны были не навредить живости диалогов, которые есть в фильме», – отметил Фархат Шарипов. 
 
Хотя все диалоги, как говорит Шарипов, были подслушаны им в обычной жизни. Он решил в фильме обойтись практически без музыки – она звучит только на финальной сцене. 
 
«Вообще в фильме очень мало эмоций, поэтому в нем нет музыки, это кино, где в конце что-то начинает пророждаться на уровне ощущений. Я не хотел, чтобы музыка мешала чувствовать фильм своей какой-то интонацией, ничего не добавляла в него», – подчеркнул режиссер. 
 
Шарипов при этом говорит, что не пытается выработать какой-то личный режиссерский почерк, «как сейчас модно», а хочет «экспериментировать и баловаться». Кстати, в «Тренинге личностного роста» звучит в том числе и нецензурная лексика, хотя это не помешало местному министерству культуры выдать ленте прокатное удостоверение. 
 
«Министерство разрешило фильм к прокату даже без запикивания ненормативной лексики. Нам удалось отвоевать свою позицию, хотя мы специально не делали фильм таким образом. Что удивительно, наш фильм внутренне вызывает противоречия, но когда ты пытаешься объяснить его, вроде бы, тебя всё смущает, но смотришь со стороны и, вроде, всё нормально», – говорит Фархат Шарипов. 
 
Он также подчеркнул, что ему будет очень интересно узнать реакцию российских зрителей на эту картину, так как «у нас одна общая постсоветская ментальность».