Отчет по пресс-конференции о фильме «Пустота»

Алекси Салменперя: «Чтобы рассказать историю нашего героя, нужно было во многом признаться самим себе»
 
22 апреля 2019 года состоялась пресс-конференция по финскому фильму «Пустота». Картина участвует в конкурсе 41-го Московского Международного кинофестиваля. В пресс-конференции приняли участие режиссер Алекси Салменперя и композитор Вилле Тантту. 
 
В центре картины когда-то успешный писатель Ээро, теперь он никак не может побороть страх чистого листа. Его девушка, профессиональная актриса Пихла, напротив, находится на пороге большого международного успеха. Несмотря на то, что их отношения день ото дня становятся все хуже, никто из них не готов жертвовать своими амбициями в пользу другого. «Пустота» – это трагикомедия о цене успеха и муках поражения, и о том, как жить рядом с человеком, который просто тебя не понимает.
 
«Чтобы рассказать историю нашего героя, нужно было во многом признаться самим себе. И самой тяжелой частью работы было просто заставить людей посмотреть на себя в зеркало, как только мы с этим справились, поняли, что можно относиться ко всему с юмором, все стало делать гораздо легче», – рассказал режиссер Алекси Салменперя. 
 
Над картиной группа начала работать четыре года назад, денег на производство практически не было, в группе работало всего три человека, свет использовали естественный и поэтому решили в итоге остановиться на черно-белой гамме изображений. Работа над музыкой шла уже во время монтажа.
 
«Я знаю Алекси уже 35 лет, мы познакомились, когда были детьми, нам было по пять лет, с тех пор вместе работаем над музыкой», – уточнил композитор Вилле Тантту. 
 
Монтаж картины занял год. 
 
«Мы собирали фильм кусочек за кусочком, как мозаику, сначала он был более авангардным, а уже на монтаже стал немного другим. Фильм получился многослойным, чем я очень горжусь. Рассказывается в нем и обо мне, и о других актерах, людях творческой профессии», – подчеркнул Салменперя.
 
В картину вошли в том числе реальные диалоги, подслушанные в жизни. По мнению режиссера, это нормальная практика, «здоровое отношение к творчеству». Так же, как и заимствования из «книг, других фильмов, рассказов друзей, жен и мужей». При этом «все параллели с неореализмом и французской новой волной случайны». 
 
«В этом фильме метафора всего творческого мира, где есть жажда успеха, поддаваясь которой, ты забываешь о своей исходной идее, с которой ты пришел в этот мир», – отметил режиссер. 
 
Название фильма он также объяснил личными мотивами.
 
«До этого я много работал над сценарием одного проекта в Финляндии, который в итоге не был профинансирован. Так что я действительно остался с пустотой в сердце. Так что, мне кажется, на русском языке название звучит правильно. Когда вокруг есть постоянное давление, что ты должен сделать шедевр, а у тебя не получается, это очень сильно давит на тебя», – заключил Алекси Салменперя.