Свободная мысль. Программа документального кино
Бастион греха // Hochburg der Sunden Германия, 2008, 78 мин.
Режиссер: Томас Лаутербах |
|
Штутгартский театр готовится к постановке «Медеи». По замыслу режиссера, в спектакле должны быть задействованы не профессиональные актеры, а реальные турецкие женщины, каждая из которых сможет привнести на сцену свой собственный жизненный опыт. Главная героиня фильма – турчанка Айзель, много лет прожившая в Баварии. Она единственная из участниц спектакля, кто носит на голове платок, таким образом, демонстративно отстаивая перед другими женщинами свои традиционные взгляды. Участницы спектакля ведут увлекательнейшие споры на тему религии, политики, морали, постепенно все больше раскрываясь друг перед другом. Разрываясь между стремлением быть свободной и своими традиционными принципами, Айзель вынуждена по-новому взглянуть на всю свою жизнь. Главный приз немецкой программы 51-го Международного кинофестиваля документального и анимационного кино в Лейпциге. |
Бирманский видео-репортер // Burma VJ: Reporter i et lukket land Дания, 2008, 90 мин.
Режиссер: Андерс Эстергорд |
|
Картина режиссера Андерса Эстергорда воссоздает на экране историю одного восстания в Мьянме в 2007 году, о котором мир мог бы и не узнать, если бы не усилия независимой группы журналистов «Демократический голос Бирмы». В тот день более ста тысяч человек вышли на улицы города, чтобы выразить протест против правящего режима, власть которого они безропотно терпели более сорока лет. Иностранные журналисты не были допущены освещать эти события, а интернет был повсеместно отключен – антиправительственная демонстрация могла вызвать в стране волну новых репрессий, если бы не смелость независимых журналистов. Они были единственными, кому удалось снять полицейские расправы над мирной демонстрацией и, распространив видео через спутниковую связь, рассказать всему миру о том, что произошло. Главный приз Международного кинофестиваля документального кино в Амстердаме (2008) |
Встречи на краю света // Encounters at the End of the World Великобритания / США, 2007, 90 мин.
Режиссер: Вернер Херцог |
|
Пообещав не снимать «еще одно кино о пингвинах», режиссер Вернер Херцог отправляется в Антарктиду с намерением сделать фильм о том, что скрывается среди бесконечных льдов. Эта история начинается на военном самолете, который доставляет съемочную группу на станцию «Макмурдо» – к американскому исследовательскому центру Антарктики. Станция расположена на южной стороне Острова Росса и может поддерживать жизнеобеспечение более тысячи человек. Херцог берет интервью у философов, банкиров, и даже нескольких кинематографистов – у всех тех, кому настолько осточертела обычная городская жизнь, что они оказались готовы сбежать в страну вечной мерзлоты. Херцог не скрывает своего разочарования тем, что жизнь на станции до боли похожа на городскую – здесь есть даже курсы йоги и везде стоят торговые автоматы. Но это лишь начало путешествия, и впереди режиссера ждет много сюрпризов… Номинация на «Оскар» за лучший документальный фильм (2008) Лучшая документальная картина Международного кинофестиваля в Эдинбурге (2008) |
Гонзо: Страх и ненависть в Лас-Вегасе! // Gonzo: The Life and Work of Dr. Hunter S. Thompson США, 2008, 119 мин.
Режиссер: Алекс Гибни |
|
Алекс Гибни представляет фильм-расследование о невероятном жизненном пути Хантера С. Томпсона – знаменитого американского писателя, изобретателя гонзо-журналистики. Текст читает актер Джонни Депп, сыгравший Рауля Дюка в экранизации романа Томпсона «Страх и ненависть в Лас-Вегасе», а за кадром звучат классические рок-мелодии. Картина живописует многолетнюю дружбу писателя с Ангелами ада, его одиозную попытку баллотироваться на пост шерифа Аспена в 70-м, к удивлению многих чуть не увенчавшуюся успехом, историю создания «Страха и ненависти в Лас-Вегасе», принесшего Томпсону мировую известность, участие в президентской кампании 72-го года сенатора Джорджа Макговерна и другие яркие моменты его лихой жизни. |
Давайте делать деньги // Let's Make Money Австрия, 2008, 107 мин.
Режиссер: Эрвин Вагенхофер |
|
Фильм «Давайте делать деньги» раскрывает темные секреты мировой финансовой системы, скрытые за презентабельным фасадом банков, и дает исчерпывающий ответ на вопрос, интересующий большинство людей: что случается с нашими деньгами, после того, как их передают на хранение в банк? Пути мировой экономики неисповедимы и малопонятны для обычных людей: каким образом, например, пенсионные накопления жителя США могут иметь отношение к падению цен на недвижимость где-нибудь в Испании? На первый взгляд – никакой взаимосвязи нет, но это лишь иллюзия. Начиная с того момента, когда человек открывает банковский счет – он и его деньги тут же становятся частью мировой финансовой системы, о принципах работы которой мы имеем лишь самое общее представление. Положивший сбережения на счет в банке, никогда не узнает, кому банк ссудил эти же самые деньги, и что вынужден делать заемщик, чтобы вернуть их с процентами. Большинство людей не задумываются о таких вещах, предпочитая слепо довериться поднятому банками на щит лозунгу – «Пусть ваши деньги работают». |
До боли // Do bólu Польша, 2008, 25 мин.
Режиссер: Марцин Кошалка |
|
История немолодого врача-психиатра, который до сих пор не может вырваться из удушающих объятий материнской любви. Ему уже 53 года, но он все еще не женат и уже давно оставил надежды на брак, потому что ни одна женщина никогда не придется по вкусу его сверхзаботливой мамы – Ханна не хочет отпускать сына. Будучи психиатром, он прекрасно понимает психологическую подоплеку своей ситуации, но не может найти в себе силы что-то изменить. Когда в жизни героя появляется женщина, она, конечно же, категорически не нравится маме, но впервые в жизни сын готов взбунтоваться и отстоять свое решение. Приз лучшей документальной картине 48-го кинофестиваля в Кракове Лучший короткометражный фильм 51-го Международного кинофестиваля документального и анимационного кино в Лейпциге. |
Жесткие тетки // Rough Aunties Великобритания, 2009, 103 мин.
Режиссер: Ким Лонджинотто |
|
Джеки, Милдред, Эврика, Здудла и Тули работают в южноафриканской некоммерческой организации под названием «Bobbi Bear». Члены этой организации оказывают психологическую и юридическую помощь детям, ставшими жертвами сексуального насилия. Здесь была разработана уникальная методика работы с пострадавшими детьми – ребенку предлагается рассказывать о пережитом плюшевому медвежонку, ставшему символом деятельности организации. Картина Ким Лонджиното описывает трудовые будни пяти сотрудниц, которым каждый день приходится иметь дело с чужими трагедиями и страданием. Ради своих подопечных, ради себя самих и своих близких им приходится прилагать невероятные усилия, чтобы справиться с самыми непростыми ситуациями и находить в себе новые и новые силы дарить надежду тем, кто нуждается в ней больше всего. Главный приз документального конкурса кинофестиваля Санденс (2009) |
Забвение // El Olvido Нидерланды, 2008, 93 мин.
Режиссер: Хедди Хонигманн |
|
Есть страны, которые постоянно у всех на слуху, но есть и такие, о которых обычные люди вспоминают нечасто – только если в этой стране идут выборы, приключился очередной скандал или произошло землетрясение. Затем про существование этой страны снова забывают – до следующих выборов, скандала или стихийного бедствия. Картина Хедди Хонигманн посвящена одному из таких государств – Перу, в котором она сама родилась и выросла. Это фильм о забытой стране, о забытом городе Лима, о забытой истории государства. Жители Перу с иронией рассказывают о былом времени, когда все было совсем не так. Они вспоминают другую страну, другую эпоху и жизнь, которая, несмотря на классовые различая и коррупцию, была не так уж плоха… |
Загнать молитвой черта в ад // Pray the Devil Back to Hell США, 2008, 72 мин.
Режиссер: Джини Ретикер |
|
Картина реконструирует события кровавого диктаторского режима Чарльза Тэйлора и второй гражданской войны в Ливии, унесшей жизни более двухсот тысяч людей. Героинями фильма стали несколько отважных женщин, сумевших объединить вокруг себя тысячи своих соотечественниц и невероятными усилиями добиться того, что не удавалось никому до них – положить конец войне. Когда военные действия достигли кульминации, войска оппозиции плотным кольцом окружили Монровию, а мирные переговоры окончательно зашли в тупик, тысячи женщин в белых футболках собрались вокруг президентского дворца и объявили, что никого не выпустят из здания, пока не будет заключен мир. Эта необычная демонстрация привела к отставке президента Тэйлора и назначению на пост главы государства Эллен Джонсон Сирлив – первой женщины-президента африканской страны, и ознаменовала собой новую эру в истории государства, давшую женщинам право голоса в решении политических вопросов. Лучший документальный фильм кинофестиваля Трайбека (2008). |
Избранный // Unmistaken Child Израиль, 2008, 102 мин.
Режиссер: Нати Барац |
|
В 2001 году на 84-м году жизни скончался один из величайших тибетских мастеров медитации Лама Кончог. Вскоре его верного ученика Тензина Зопа вызывает к себе сам Далай Лама и дает ему важное поручение: за четыре года отыскать новую инкарнацию Ламы Кончога. Самому Тензину было всего семь, когда его отдали в ученики к Ламе Кончогу, рядом с ним он провел большую часть жизни. И теперь, преодолевая свою собственную скорбь, он должен отправиться на поиски мальчика, в которого переселилась душу его учителя. Тензин отправляется в долгое путешествие – поиски приводят его то в отдаленные горные районы, то в крохотные деревеньки. Он летит на вертолете, едет верхом на осле и преодолевает десятки километров пешком. Наконец, с помощью астрологов и толкователей снов ему удается разыскать мальчика, который может стать Избранным. Лучший документальный фильм 24-го Международного кинофестиваля в Хайфе Главный приз 49-го международного кинофестиваля в Кракове |
На 12 нот ниже // 12 Toner ned Дания, 2008, 26 мин.
Режиссер: Андреас Коэфод |
|
В жизни каждого человека случаются переломные моменты. Именно такой момент наступил у Йоргиса, четырнадцатилетней звезды Копенгагенского Королевского Церковного Хора. До сих пор вся его жизнь вращалась вокруг музыки, и вот, когда до важного концерта остается всего несколько недель, учитель пения сообщает Йоргису, что у него ломается голос – он стал ниже на двенадцать тонов. Йоргису предстоит принять важнейшее решение в своей жизни: будет ли он выступать на концерте, при этом почти наверняка повредив на всю оставшуюся жизнь голосовые связки, или откажется от мечты своей жизни? Лучший короткометражный фильм кинофестиваля документальных фильмов Full Frame (2008) |
Не выпускайте меня на свободу, я займусь этим сам // Ne me libèrez pas, je m'en charge Франция, 2009, 107 мин.
Режиссер: Фабьен Годе |
|
Когда-то выбрав жизнь, полную приключений, знаменитый вор и гангстер Мишель Вожур тем самым обрек себя на долгие годы, проведенные за решеткой. В общей сложности Вожур провел в тюрьме двадцать сеть лет, семнадцать из которых томился в одиночной камере. Впрочем, «томился» - не самое подходящее слово, когда речь заходит о Мишеле Вожуре. Уж кто-кто, а он всегда умел развлекаться. Об историях его периодических побегов из тюрьмы можно было бы снимать кино – один раз находчивый арестант использовал в качестве оружия изготовленный из мыла «пистолет», а другой раз был освобожден собственной супругой, высадившейся на вертолете прямо на крышу тюрьмы. Наконец, в 2003 году, несмотря на все эти эксцентричные выходки, Вожур был выпущен на поруки. Это история человека, который больше всего на свете хотел свободы, поплатившись за это долгими годами, проведенными в застенках. |
Пицца в Освенциме // Pizza in Auschwitz Израиль, 2008, 65 мин.
Режиссер: Моше Циммерман |
|
Ребенком Дэнни Ханох пережил все ужасы Холокоста. Сам он, шутя, говорит, что теперь может считаться обладателем степени бакалавра в концлагерной науке. У этого никогда не унывающего немолодого человека есть одна заветная мечта: побывать на месте тех трагических событий вместе со своими детьми. Ему удается уговорить детей, и вместе они отправляются в путь. Фильм Моше Циммермана посвящен их шестидневному путешествию по «другой» Европе, той самой, которую Дэнни узнал еще в детстве, кочуя из одного концлагеря в другой. Финальная точка их путешествия – Биркенау, где Дэнни хочет исполнить еще одну давнюю свою мечту – заказать пиццу и провести ночь в том самом бараке, на той самой койке, где он пережил самые кошмарные моменты своего детства. Приз молодежного жюри Лейпцигской киношколы 51-го Международного кинофестиваля документального и игрового кино в Лейпциге. Приз международного конкурса 49-го кинофестиваля в Кракове |
Прокофьев: неоконченный дневник // Prokofiev: the Unfinished Diary Франция / Канада, 2009, 52 мин.
Режиссер: Иосиф Фейгинберг |
|
Личность Сергея Прокофьева, одного из самых великих музыкальных гениев XX века, долгое время была окутана тайной. Значительная часть его биографии практически неизвестна. Он без малого двадцать лет он провел за границей, покинув Россию сразу после революции в 18-м году и неожиданно вернулся на Родину лишь в 36-м, в самый разгар кровавых сталинских чисток. Пятьдесят пять лет спустя после смерти композитора фильм «Прокофьев: неоконченный дневник», основанный на ранее неизвестных дневниках гения, пытается пролить свет на «потерянные» годы Сергея Прокофьева. Специальный приз жюри 42-го международного кинофестиваля в Хьюстоне |
Рене // René Чехия, 2008, 83 мин.
Режиссер: Гелена Тржештикова |
|
Рене впервые оказался перед объективом камеры в 17 лет, став одним из героев документального цикла Гелены Тржештиковой «Расскажи мне о себе». Жизненный путь Рене, в основном, состоял из отсидок в тюрьме и коротких эскападов на воле, которые всегда заканчивались одинаково – возвращением в тюремную камеру. История Рене начинается в одной из таких камер, на стенах которой пока еще красуются коммунистические лозунги, и продолжается во времена Бархатной революции 1989 года. Во время объявленной президентом Вацлавом Гавелем амнистии, Рене оказывается на свободе. Правда, праздновать присоединение Чехии к Евросоюзу Рене приходится уже снова в тюремной камере, из которой он бежит несколько дней спустя. И хотя пребывание на свободе оказывается недолгим, он все же успевает ограбить дом Галины Тржештиковой, следившей все эти годы за его судьбой. В финале мы видим Рене уже зрелым человеком. У него до сих пор трудности с законом, к которым прибавились еще и проблемы со здоровьем, а его отношение к окружающему миру лучше всего выражает татуировка на шее с надписью «Fuck of People». Главный приз 51-го Международного кинофестиваля документального и анимационного кино в Лейпциге. |
Сергей-целитель // Sergei Verenseisauttaja Финляндия, 2008, 102 мин.
Режиссер: Юха Таскинен, Петтери Саарио |
|
Действие фильма происходит в маленькой карельской деревушке, где на протяжении пяти лет авторы картины наблюдали за жизнью Сергея. На протяжении этого временного отрезка зрители видят, как постепенно взрослеет Сергей, как от своего отца Сантери и старейшины деревни Суло он приобретает все необходимые для здешней жизни навыки. Постепенно юноша учится строить лодки, охотиться и соблюдать древние традиции своей малой родины. К моменту, когда мальчик становится мужчиной, жизнь в Карелии и становится все тяжелее, и наступает момент, когда Сергею предстоит сделать для себя выбор: уехать в поисках лучшей жизни или остаться. |
Соль // Salt Австралия, 2009, 28 мин.
Режиссер: Майкл Энгус, Мюррей Фредерикс |
|
Bот уже шесть лет подряд известный австралийский фотограф Мюррей Фредерикс приезжает на озеро Эйр, рядом с которым расположен огромный мокрый солончак – почва, состоящая из легкорастворимых солей, практически полностью лишенная растительности. Фредерикс разбивает лагерь прямо посреди этого уникального места, вокруг которого на много миль вперед не видно ни привычной взору суши, ни воды. Он не ищет острых ощущений, не стремится к приключениям и не пытается забыться наедине с потрясающе красивой природой. Фредерикс преследует другую цель: увидеть, что может происходить в месте, которое по праву могло бы претендовать на звание центра небытия. Лучший короткометражный документальный фильм Кинофестиваля Атланта 365 (2009). |
Тайсон // Tyson США, 2008, 90 мин.
Режиссер: Джеймс Тобак |
|
Фильм-портрет Майка Тайсона, в котором прослеживается жизненный путь Тайсона от его ранних воспоминаний о тяжелом детстве, проведенном на «злых улицах» Бруклина и первых выступлений на ринге до головокружительного восхождения на боксерский Олимп славы и не менее головокружительного падения с него. По накалу страстей жизненный и спортивный путь Тайсона, воссозданный на экране, приближается к греческой трагедии, показывая человека, который, несмотря ни на что, сумел подняться к невероятным вершинам лишь благодаря собственным усилиям и точно так же потерял все по своей собственной вине. Regard Knockout Award 61-го Каннского кинофестиваля |
Человек Большой реки // Big River Man Великобритания / США, 2008, 100 мин.
Режиссер: Джон Марингин |
|
Мартин Штрель - словенский пловец-энтузиаст, известный как своими незабываемыми подвигами, так и эксцентричным нравом. К 2007 году Штрель, пытаясь привлечь внимание общественности к проблеме повсеместного загрязнения воды, успел переплыть Миссисипи, Дунай и Янцзы, и вот, наконец, в центре его внимания оказалась река, считающаяся самой опасной в мире. Штрель – или Рыбак, как прозвали его амазонские аборигены – совершил невозможное, став первым человеком, которому удалось переплыть Амазонку. За время этой безумной эпопеи Рыбаку и его команде пришлось немало пострадать от различных экзотических болезней и банальных тепловых ударов, не говоря уже о необходимости остерегаться пираний, анаконд, крокодилов и речных акул. Заплыв через Амазонку едва не стоил Штрелю жизни – из воды он выбрался в состоянии полного измождения, на грани сердечного приступа. Но это вовсе не помешало ему быстро оправиться и вернуться к привычному образу жизни, обязательными атрибутами которой являются сочный гамбургер и две бутылки вина в день - даже если в этот день Штрель собирается переплыть речку-другую. Приз за лучшую операторскую работу фестиваля Санденс (2009) |
Человек на проволоке // Man on Wire США / Великобритания, 2008, 94 мин.
Режиссер: Джеймс Марш |
|
7 августа 1974 года француз Филипп Пети совершил то, что в последствие пресса назовет главным «артистическим преступлением» ХХ века – на глазах у изумленной публики он почти час протанцевал, балансируя на канате, натянутом между башнями Всемирного торгового центра. Как только Пети оказался на земле, он был немедленно арестован полицией и подвергнут тщательному психиатрическому обследованию. В своей картине режиссер Джеймс Марш использует архивные съемки и интервью с участниками событий, чтобы воссоздать на экране историю этого уникального «выступления». Восемь месяцев потребовалось Пети, чтобы тщательным образом все спланировать и подготовить. Вместе с группой друзей-энтузиастов ему пришлось изобретать самые невообразимые способы, чтобы обмануть охрану «башен-близнецов», пронести все необходимое оборудование внутрь и, в конце концов, протянуть канат между зданиями. Последние приготовления тайно были проведены в ночь накануне, а в 7:15 следующего утра Филипп Пети впервые ступил на канат, натянутый на высоте четырехсот метров над улицами Манхэттена… Премия «Оскар» за «Лучший документальный фильм» (2008) Лучший документальный фильм 43-го Международного кинофестивале в Карловых Варах Приз зрителей и Большой приз жюри за лучший документальный фильм кинофестиваля Санденсе (2008) |
Чертовы понедельники и земляничные пироги // Bloody Mondays & Strawberry Pies Нидерланды, 2008, 85 мин.
Режиссер: Коко Шрийбер |
|
В жизни каждого человека бывают моменты, когда будни становятся настолько тоскливыми, что по утрам не хочется просыпаться. Режиссер Коко Шрийбер пытается посмотреть на временами охватывающее всех чувство тоски с неожиданной точки зрения. Иногда чувство тоски может нести в себе и положительное зерно, помогая человеку разобраться в самом себе и причинах своих поступков. Порой не стоит страшиться моментов, в которые человек остается наедине с собственными мыслями – именно в эти моменты нас посещают самые неожиданные и смелые идеи. Голос Джона Малковича приглашает зрителя в путешествие по закоулкам собственного сознания, в котором эхом отражаются вопросы, которые мы часто не решаемся задать сами себе. Приз за лучшую полнометражную документальную картину на кинофестивале Netherlands |