11 мая 2010 // 19:45
В год юбилея Победы на ММКФ будет показана ретроспектива под названием «Война!».
«В год юбилея Победы, сама собой напрашивалась идея ретроспективы военных фильмов. Нам очень не хотелось идти по банальному пути, показывая широко известные картины, поэтому мы решили в рамках 32 ММКФ собрать ретроспективу больших киноспектаклей, знаменитых военных фильмов - мы назвали ее просто - «Война!». Эти фильмы нельзя смотреть ни по телевизору, ни на экране домашнего кинотеатра.
Другим важным моментом было составить ретроспективу из картин, представляющих все воюющие стороны – как союзников, так и наших противников. В этом случае, по нашему мнению, появляется объемно и неожиданно стереоскопия времени и стереоскопия кино.
Из отечественных картин мы покажем восстановленные на Мосфильме две последние части «Освобождения». Без этой картины подобную ретроспективу представить невозможно – это большой спектакль, фильм, который имел существенное значение для истории отечественного кино. Америка представлена фильмом «Самый длинный день», рассказывающем о высадке союзников в Нормандии, Япония (совместно с США) – картиной «Тора! Тора! Тора!», Польша – лентой «До последней капли крови», Югославия – «Битва на Неретве», Италия – «Четыре дня Неаполя», Великобритания – «Мост через реку Квай». Я впервые увидел этот фильм Дэвида Лина много лет назад, и считаю, что картина прекрасно смотрится и сейчас. В ней есть нерв жизни, ощущение текучего времени и такое странное понимание того, что победа никогда не бывает окончательной, и в любой победе всегда есть привкус горечи. Постараемся показать картину «Горит ли Париж?» француза Рене Клемана об освобождении Парижа. Плюс, покажем самый знаменитый спектакль немецкого военного кино – фильм «Подводная лодка» режиссера Вольфганга Петерсена, который, выйдя на экраны, вызывал большую оживленную дискуссию.
Все эти картины были сняты без использования компьютера, с большими массовыми сценами. Я не строю иллюзий – компьютерные технологии сегодня, после успеха «Аватара», закрепили за собой доминирующее положении в производстве больших картин. Но я считаю, что, несмотря на это, важно знать и помнить, каким было кино до появления компьютера. Думаю, что и с этой точки зрения ретроспектива может быть полезной и интересной.
Самая большая проблема, с которой мы сталкиваемся – это проблема авторских прав. Сейчас показать картину просто так – потому что хочется, не имея на нее прав – невозможно. Это грозит скандалом, штрафами, это неприемлемо для серьезного международного кинофестиваля. Мы стремимся «очистить» все картины, которые показываем, договориться с правообладателями, которые, к сожалению, порой запрашивают за показ очень большие деньги. Мы вынуждены платить как за использование копии, так и отдельно – за право показа. И хорошо, если правообладатель картины является одновременно владельцем копии картины. В «Госфильмофонде», в котором я работаю, есть некоторые картины, поэтому, естественно, эти копии обходятся нам совсем недорого. Дорого стоят права. Проблемой поиска правообладателя и доставкой фильмокопии мы занимаемся ежедневно. Должен сказать, что в этом вопросе нам очень сильно помогли американцы, а именно Библиотека Конгресса, партнер «Госфильмофонда». Они помогли нам выйти на некоторые американские фирмы, и американцы, которые зачастую ставят сложные условия, для Московского кинофестиваля пошли на определенные уступки. Я был приятно удивлен тем, как наши партнеры поняли все эти сложности и постарались сделать все, чтобы ретроспектива состоялась в том виде, в каком мы ее задумали».
Владимир Дмитриев, член отборочной комиссии 32 ММКФ
Куратор программы
Освобождение. Часть 4 (реж. Юрий Озеров, 1971)
Освобождение. Часть 5 (реж. Юрий Озеров, 1971)
До последней капли крови / Do krwi ostatniej (реж. Ежи Гофман, 1978)
Битва на Неретве / Bitka na Neretvi (реж. Велько Булайич, 1969)
Четыре дня Неаполя / Le Quatro giornate di Napoli (реж. Нанни Лой, 1962)
Мост через реку Квай / The Bridge on the River Kwai (реж. Дэвид Лин, 1957)
Самый длинный день / The Longest Day (реж. Кен Аннакин, Эндрю Мартон, Бернард Вики, 1962)
Горит ли Париж? / Paris brule-t-il? (реж. Рене Клеман, 1966)
Тора! Тора! Тора! / Tora! Tora! Tora! (реж. Ричард Флейшер, Киндзи Фукасаку, Тосио Масуда, 1970)
Подводная лодка / Das Boot (реж. Вольфганг Петерсен, 1981)