19 июня 2009 // 00:45
31 Московский Международный Кинофестиваль. Начало
Торжественная церемония открытия 31 Московского международного кинофестиваля состоится вечером 19 июня, но неофициальный старт ММКФ был дан еще в четверг. В Москву прибыли первые почетные гости, а картину-открытие фестиваля «Царь» презентовал режиссер Павел Лунгин.
Фильм «Царь» Павла Лунгина, мировая премьера которого состоялась на Каннском фестивале, представят завтра в кинотеатре «Пушкинский» сразу после торжественной церемонии открытия 31 ММКФ. Но уже 18 июня фильм впервые был показан в России представителям масс-медиа. Позже на многочисленные вопросы журналистов отвечал сам режиссер. Вместе с ним за «Царя» пришли ответить исполнитель одной из ролей отец Иван Охлобыстин, актриса Рамиля Искандер и юная Настя Донцова, которая сыграла роль девочки Маши.
В самом начале Павел Лунгин попытался развеять подозрения скептиков, которые считают образ Ивана Грозного в фильме недостоверным и выдуманным. «Одно могу сказать точно: мой фильм достаточно близок к историческим реалиям. Например, реплики Ивана Грозного, в основном, взяты из его писем и воспоминаний. Я хотел воссоздать конструкцию русского Средневековья, если это вообще возможно, конечно», – уверенно заявил режиссер. Во время общения не обошлось и без привычного для Павла Лунгина сравнения его картины с грандиозным историческим полотном Сергея Эйзенштейна 1944 года «Иван Грозный» (кстати, именно этот шедевр откроет специальную программу ММКФ «Список Шахназарова»). Режиссер уже выработал ответ на подобные вопросы: «Я много раз смотрел «Ивана Грозного» Эйзенштейна. И представляю ситуацию, в которой эта картина делалась. Ведь это был заказ Сталина. Эйзенштейну просто не очень-то хотелось его выполнять, и он ушел в своеобразную конструкцию, которая мне сегодня напоминает китайскую оперу. Я же в своем фильме хотел понять психологию власти. И вместе с Петром Мамоновым, через его душу, познать психологические состояния Ивана Грозного».
Центральной темой «Царя» является власть. Именно она объединяет, по мнению Павла Лунгина, двух главных героев картины – Ивана Грозного и митрополита Филиппа. «Это два уникальных характера. И я бы никогда не стал снимать фильм про Ивана Грозного без Филиппа. Они – равнозначные фигуры. Их сосуществование и есть наша история, наша жизнь», – признался мастер. Именно личность Ивана Грозного, считает Павел Лунгин, заложила основы того, что мы теперь называем русской властью. Это первый русский царь с таким удивительным сочетанием силы личности, неординарности, жестокости и таланта. Поэтому режиссер и принялся за эту работу.
Когда речь зашла о вере и христианстве, в разговор вступил исполнитель роли своеобразного «беса» Иван Охлобыстин. «Для истинного христианина сверхзадачей является исполнение задачи режиссера. Принципы отрицательного обаяния когда-нибудь нас погубят. Чем серьезнее актер относится к своему делу, тем меньше хочет казаться симпатичным. А обычно именно таким он и хочет казаться, даже если играет зло. Это очень плохо. Поэтому я приложил все усилия, чтобы моя игра не отдавала интеллигентским душком отрицательного обаяния», – с вызовом заявил священник-актер. А десятилетняя начинающая актриса Настя Донцова вслед гордо сообщила, что сниматься в кино ей было «совсем не страшно» и тут же громко засмеялась.
Во время пресс-конференции почтили память Олега Янковского. Роль митрополита Филиппа в фильме «Царь» стала последней в жизни безвременно ушедшего актера. «Думаю, он был бы рад, что его последняя роль именно такая, непохожая на все остальные его работы. Хотел бы обратить внимание, практически весь фильм Янковский не произносит ни слова. Только молчание и поиск правды в глазах», – заключил Павел Лунгин.
В четверг в Москве встречали и первого почетного зарубежного гостя – известного актера обладателя «Оскара» за главную роль в фильме «Пианист» Эдриана Броуди. На 31 ММКФ в рамках внеконкурсной программы «Гала-премьеры» Броуди представляет картину «Кадиллак рекордз» (Cadillac Records) режиссера Дарнелл Мартин, в которой он исполнил роль Ленарда Чесса, легендарного продюсера чикагской звукозаписывающей студии.
Господин Броуди поблагодарил организаторов за приглашение на ММКФ и тут же поведал, что преследовал эгоистичные цели при принятии решения о приезде в Москву: «Давно мечтал приехать в Россию, очень надеюсь поближе познакомиться с Москвой, – пояснил он. – Меня восхищают русские мастера, а реформатор театра Константин Станиславский – это, конечно, один из тех, кто определил на века, что такое правдивая актерская игра, к которой я всегда стремлюсь». При этом актер честно признался, что не слишком много знает об истории Московского фестиваля, но пообещал восполнить этот пробел, прочитав книгу об ММКФ, которую ему подарили прямо на пресс-конференции.
Тематика картины «Кадиллак рекордз» не позволила обойти стороной и музыкальную тему. Оказалось, Эдриан Броуди сам является музыкантом, а настроение ему может поднять только блюз 1950-х годов. «Музыка играет важную роль в жизни любого человека. Это универсальный язык, понятный всем людям, язык, благодаря которому мы можем разделять опыт и эмоции. Это искусство, которое переносит нас в другой мир, дает нам почувствовать что-то новое», – поделился своими мыслями актер.
За короткое время пресс-конференции Эдриан Броуди смог немного рассказать о своей биографии и самоидентификации. Теперь все знают: актер считает себя одновременно европейцем и американцем. И берет только самое лучшее от этих двух ипостасей.
Фестиваль еще не открылся, а событий уже предостаточно. Но все же самое интересное – впереди. Внимание: 31 ММКФ открывается 19 июня 2009 года. До встречи у кинотеатра «Пушкинский»!