10 июня 2009 // 14:41
Определено жюри 31 ММКФ
Председатель
Павел Лунгин, режиссер, сценарист / Россия
Шьям Бенегал, режиссер, сценарист / Индия
Ник Пауэлл, продюсер / Великобритания
Сергей Тримбач, кинокритик, киновед, сценарист / Украина
Гульнара Дусматова, актриса / Казахстан
Павел Лунгин, российский режиссёр, сценарист и продюсер. Родился 12 июля 1949 года в Москве в семье драматурга и сценариста Семёна Лунгина и переводчицы Лилианы Лунгиной. Окончил в 1971 году отделение математической и прикладной лингвистики филологического факультета МГУ, в 1980 - Высшие курсы сценаристов и режиссёров (мастерская Михаила Львовского). Дебютировал в кино как сценарист («Всё дело в брате», 1976). Также участвовал в создании сценариев фильмов «Конец императора тайги» (1978), «Всё наоборот» (1981), «Непобедимый» (1983) и «Попутчик» (1986), телевизионных лент «Капитан Соври-голова» (1979) и «Кафедра» (1982). Первая же режиссёрская работа Лунгина «Такси-блюз» (1990), снятая им по собственному сценарию, вызвала большой резонанс на родине и за границей, получив премию за режиссуру и диплом экуменического жюри на Каннском кинофестивале. С этой картины началось увлечение Лунгина жанром своеобразной социальной трагикомедии, что нашло отражение с различной степенью злободневности и художественной условности в его дальнейших постановках «Луна-парк» (1992), «Линия жизни» (1996), «Свадьба» (2000, диплом за актёрский ансамбль на МКФ в Канне), «Олигарх» (2002) и «Бедные родственники» (2005), а также в осовремененной телеверсии поэмы «Мёртвые души» Николая Гоголя - «Дело о мёртвых душах» (2005). Совершенно в ином качестве режиссёр проявил себя на ниве социально-духовных поисков в своих более поздних работах «Остров» (2006) и «Царь» (2009). Для последней ленты характерно обращение Лунгина к историко-биографическому жанру в игровом кино, хотя ещё до этого он снял несколько документальных фильмов подобного рода. В последнее время выступает и как продюсер собственных кинопроизведений и работ молодых режиссёров, создав в 2004 году Студию Павла Лунгина. Был участником различных программ Каннского кинофестиваля. Удостоен звания Народный артист России в 2008 году. Офицер ордена Литературы и искусства во Франции (2005).
Шьям Бенегал, индийский режиссёр и сценарист. Родился 14 декабря 1934 года в Алвале, около Хайдерабада. Окончил Османский университет в Хайдерабаде. Одним из его родственников (кузеном - двоюродным братом по отцовской линии) был Гуру Датт, популярный в 50-е и начале 60-х годов кинодеятель Болливуда, сам Бенегал стал заниматься с 1960 года съёмкой рекламных фильмов (всего более 900). Он также создал за три десятка лет около пятидесяти документальных картин, в том числе полнометражные - "Сатьяджит Рей" (1982), дань почести любимому режиссёру, "Неру" (1984, с СССР, совместно с Юрием Альдохиным), художественно- документальный телесериал "Открытие Индии" (1988). Бенегал дебютировал в игровом кино в 1974 году ("Росток"). И сразу же заявил о себе как о мастере, который сочетает интерес к социально-политическим проблемам истории и современности ("Конец ночи", "Пробуждение", "Жестокий век / Наша эра" - участие в конкурсе МКФ в Москве в 1981 году. "Восхождение" - премия на МКФ в Карловых Варах в 1982 году. "Прошлое, настоящее и будущее") с психологически убедительным раскрытием характеров, преимущественно женских ("Трудная роль", "Благодеяние", "Безумие", "Рыночная площадь", "Нить жизни", "Зов души", "Сардари Бегам" - участие в конкурсе МКФ в 1997 году, "Роковая любовь", "Женская доля"). Чаще всего эти образы воплощала на экране популярная актриса Шабана Азми. Одна из последних лент Шьяма Бенегала -- драматическая комедия "Добро пожаловать в Саджанпур" (2008) он - четырежды лауреат Национальных кинопремий (1975, 1978, 1986, 2001). Был участником конкурсных программ МКФ в Берлине (1974) и Каннах (1976).
Ник Пауэлл, английский продюсер. Родился 4 ноября 1950 года в Лондоне. В 1970 году вместе с Ричардом Брэнсоном основал компанию Virgin Groups, из которой двумя годами позже была выделена Virgin Records, ставшая одной из крупнейших звукозаписывающих фирм в Великобритании. В 1983 году Пауэлл переключился на кинобизнес, создав вместе со Стивеном Вулли компанию Palace Productions, причастную к появлению фильмов «В компании волков», «Мона Лиза» и «Жестокая игра» (Приз Европейской киноакадемии за лучший фильм) Нила Джордана. После её распада в 1992 году Ник Пауэлл основал собственную фирму - Scala Productions. Был продюсером лент «Пятый в квартете», «Неоновая Библия», «Голосок», «Обезьянка Б.», «Последняя воля», «Дамы в Лавендере» и ряда других картин. Обладатель специального приза в рамках вручения Британских независимых кинопремий в 1998 году. В 1999 году был членом жюри кинофестиваля Санденс. Председатель Европейской киноакадемии в 1996-2003 годы. С 2003 - руководитель Национальной школы кино и ТВ в Беконсфилде.
Сергей Тримбач, украинский кинокритик, киновед, сценарист. Родился в 1950 году, в городе Александрия Кировоградской области. Автор и составитель книг по вопросам развития отечественной кинокультуры, сотен статей и рецензий в ведущих изданиях Украины и России. В 2007 году увидела свет книга „Александр Довженко: гибель богов”, удостоенная Государственной премии Украины имени А.Довженко. Автор сценариев неигровых фильмов „Трудно первые сто лет”, 1997, „Небылицы о Бориславе”, 1998, „Богдан Ступка. Львовские хроники”, 1999, „Любовь небесная”, 2001, „Вечный крест”, 2002, „Опасно свободный человек”, 2005, „Щербицкий”, 2006, „Живые” (в соавт.), 2008, „Довженко начинается”, 2009 и др. В 1990-1993 и 1996-2005 гг. секретарь правления Союза кинематографистов Украины. Президент Ассоциации кинокритиков Украины. Работает заведующим отделом киноведения Института искусствоведения, фольклористики и этнологии Национальной академии наук Украины. В апреле 2009 года избран председателем Национального союза кинематографистов Украины.
Гульнара Дусматова, актриса, Казахстан. Родилась в Алматы. Окончила филологический факультет Казахского Государственного университета им. С.М. Кирова в 1989 году. В кино Гульнара Дусматова с 12 лет. Ее дебютом стала в 1979 году роль юной Айгерим в картине «Погоня в степи», которая имела большой успех. На Дусматову посыпались предложения ролей в кино, а в 1982 году ее пригласили работать диктором – впоследствии актриса много работала на телевидении. Параллельно Дусматова продолжала сниматься в кино. С 1985 году – на киностудии «Казахфильм». За тридцать лет творческой деятельности она снялась более чем в двадцати фильмах и сериалах. За роль в фильме «Человеческий фактор» Гульнара Дусматова была удостоена Главного приза за лучшую женскую роль на Всесоюзном кинофестивале в Минске в 1985 году, многие другие фильмы с её участием являются призёрами самых престижных международных фестивалей. Среди других ее наиболее известных актерских работ роли в фильмах «Бегущая мишень», «Сон во сне», «Кардиограмма», а также в аллегорической притче Хуата Ахметова «Человек-ветер». В 2000 году была признана «Актрисой года».